Генератор идей


Вопрос о том, что первичнее - спрос или предложение, напоминает вечный спор о курице и яйце. Одни аналитики доказывают, что двигатель коммерции - предложение, поскольку покупатель не догадается, что вещь ему нужна, пока не увидит ее на прилавке. Их оппоненты утверждают, что надо, напротив, приспосабливаться к спросу, улавливая назревающие нужды населения, иначе самые талантливые изобретения останутся невостребованными. Как показывает практика, компании на самом деле гибко балансируют между этими двумя стратегиями.

Корпорация Tessera Techno-logies, специализирующаяся на технологии "упаковки" чипов CSP, прибегает к старому и нехитрому методу - держит связь с покупателями, нащупывая почву для дальнейших изобретений. Разработчики постоянно поддерживают контакты с клиентами компании - производителями и сборщиками телефонных трубок и модулей памяти, выясняя у них, какие проблемы они хотели бы разрешить при помощи продуктов Tessera. Подобной же стратегии придерживается разработчик микропроцессоров NeoMagic. По словам гендиректора компании Пракаша Агарвала, именно покупатели помогают ей уловить едва намечающиеся технологические тенденции и в числе первых обратиться к их практическому воплощению. "Это может быть суперсовременная технология, которая получит распространение не раньше чем через 10 лет, - говорит Агарвал. - Но мы - маленькая компания и не можем столько ждать". Tensar Earth Technologies, напротив, ни с кем не советовалась, когда разрабатывала специальную пластиковую решетку для укрепления почвы. Ее гендиректор Фил Эган сравнивает свое изобретение с нейлоном - материалом, который в свое время создала компания DuPont. "Народ не знал, что с этим делать. Тогда DuPont пришлось придать этому материалу прикладной смысл и выложить на рынок конкретные товары типа нейлоновых чулок, - вспоминает Эган. - Люди не имеют ни малейшей идеи, как использовать наши продукты, так что мы должны им подсказывать возможности их практического применения".

Академическая наука справедливо считается колыбелью инноваций, которые тем не менее могут десятилетиями оставаться за университетскими стенами. Многие компании стремятся держать руку на пульсе теоретической науки, чтобы добро не пропадало. Например, у Tensar в штате есть специальный сотрудник, который рыщет по Интернету, отслеживая новости с переднего края науки и поставляя свежие идеи разработчикам-практикам. Нередко это позволяет компании стать обладательницей лицензии на производство оригинального устройства или вещества, только что родившегося в лаборатории. Многим компаниям удается сделать новаторские ходы, обращаясь к смежным секторам. Производителю медицинского оборудования Aradigm пришлось разрабатывать распылитель для аэрозольных препаратов: труднее всего оказалось проделать в насадке мельчайшие отверстия. Когда специалисты компании узнали, что принципы работы аэрозоля и струйного принтера совпадают, они обратились к IBM и приобрели лицензию на ее соответствующую технологию.

Иногда открытия возникают как побочный продукт других изобретений. Например, компания Cygnus была организована с целью разработки никотиновых пластырей для курильщиков, мечтающих покончить с табачной зависимостью. Внезапно исследователям пришло в голову, что аналогичный механизм можно использовать не только для введения химических веществ через кожу в организм, но и для вытягивания их из организма тем же путем. Так был изобретен прибор, напоминающий наручные часы, для замера уровня сахара в крови диабетиков. Подобные компании вообще не признают понятия "побочный продукт": осуществляя разработки, они стараются не выплескивать не только ребенка, но и воду, в которой растворено огромное количество полезных идей. (WSJ, 5. 09. 2002)