СТРАНА ЧУДЕС: Зона стабильности


Агата Кристи, когда ее спрашивали о преступниках, имела для ответа дежурную фразу: "Каждый убийца - чей-то хороший знакомый". Несомненно, магаданский губернатор Валентин Цветков знал своего настоящего убийцу - не того, конечно, кто стрелял, а того, кто хотел выстрела. Видимо, этого человека хорошо знают в Магадане или в Москве, он влиятелен, состоятелен и наверняка амбициозен. Его бизнес - причем, что весьма вероятно, не напрямую - связан с золотом, или с рыбой, или с нефтью, или с морскими перевозками, или с водкой - а может, в сочетании. Но как он, заказчик, может знать наверняка, что гибель губернатора решит его проблемы? Ведь неизвестно, кто станет новым губернатором. Или известно? Когда погиб губернатор Лебедь, никто не мог предполагать, каким образом будут развиваться дальнейшие события и к какому переделу они могут привести. Выборы в Красноярске - одно из самых ярких и значимых событий года. Другое значимое событие, хорошенько тряхнувшее всю страну и шокировавшее заинтересованных иностранцев, - инцидент с Кукурой. Не слишком ли много важных вещей происходит после трагедии или драмы? Конечно-конечно, мне тут же скажут, что это публику-дуру и циников-журналистов страшно интересуют только такие события, а не, скажем, освещение хода административной реформы. Вот только где они - эти другие события, серьезно влияющие на политику, экономику, военную реформу или реформу монополий, на нашу жизнь, в конце концов? В стране ровным счетом ничего не происходит - включая административную реформу. Именно поэтому мы даем повод западным СМИ, например, зубоскалить насчет широкомасштабного 50-летия Владимира Владимировича Путина, дарения ему шапки Мономаха и культа его личности. Это действительно было событие другого ряда. Когда больше ничего не происходит, нас всех действительно волнует день рождения президента Российской Федерации.

Жизнь с Ельциным приучила нас к тому, что с каждым новым поворотом, с каждой новой перетряской быстро меняются ключевые игроки, меняются их интересы, зоны влияния, внутренняя политика, в конце концов. И вот мы дожили до стабильности и предсказуемости, до полной кадровой непоколебимости, до нирваны. Как в детской игре: "море волнуется раз, море волнуется два... " - и вот фигуры замерли. В самых нелепых позициях, долго стоять в которых без смены движения очень тяжело и вредно. Шея затекает, мышцы сводит судорогой, а стоять надо, водящий не давал команды "отомри".

Передел возможен, но только в зоне упавшего игрока. Погиб магаданский губернатор, очень крупная фигура - и началось. Есть уже предположение, что губернатором Магаданской области может стать Роман Абрамович (под продвижение идеи объединения субъектов Федерации, Чукотка-то рядом - как, впрочем, и Таймыр недалеко от Красноярска). А может податься в губернаторы и глава фракции "Единство" в Госдуме магаданец Владимир Пехтин (под кадровую перестройку партии власти). Называют и другие варианты, в общем не менее интригующие. Скоро, очень скоро политики и политологи, пиарщики и чиновники начнут перекраивать оставшуюся без хозяина зону - если не начали еще вчера. Не заподозришь же их в заказе на убийство. Грустно, господа. Не воровали у нас еще первых вице-президентов крупнейших компаний, не убивали еще губернаторов. Боюсь, только повышением должностных окладов милиционерам и сыщикам здесь дела не поправить.