СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Годовой отчет как средство коммуникации


Вторая статья из серии, посвященной корпоративной отчетности. Предыдущая была опубликована 15 октября. В течение нескольких лет PricewaterhouseCoopers провела несколько опросов участников финансовых рынков. В ходе одного из них были опрошены 685 институциональных инвесторов и 445 фондовых аналитиков из 14 стран мира, а также финансовые директора 200 крупных компаний США и Великобритании. Результаты исследования показали, что рынок не удовлетворен нынешним уровнем раскрытия компаниями информации о себе. Речь идет не о том, что эта отчетность плоха, а о том, что ее становится недостаточно. Рынкам сегодня требуется информация не только о прибыли компании, но и об инвестициях в НИиОКР, доле рынка, капитальных вложениях, инновациях и т. д. Между тем представленная сегодня на рынке отчетность ориентирована на прошедший период - финансовые показатели, представляемые в ней, отображают результаты прошлой деятельности компании. Рынку же интересно не только то, как компания генерирует денежные средства, но в большей мере то, как она планирует инвестировать их в получение будущей прибыли. Важно понимание перспектив компании и факторов, которые окажут влияние на стоимость бизнеса в будущем.

Сами компании не всегда готовы предоставить рынку эту информацию. Но мы живем в достаточно прозрачном мире, и в эпоху Интернета потребность в информации о компании может быть очень быстро удовлетворена и из других источников. Поставщиками такой информации (не всегда объективной) может быть кто угодно: партнеры, конкуренты, независимые аналитики и даже мошенники. В результате многие руководители высказывают недовольство в рыночной оценке акций своих компаний.

Поэтому для тех, кто заинтересован в объективной оценке стоимости своих акций, остается предоставлять на добровольной основе полную и качественную информацию всем заинтересованным лицам. Удобной формой для этого является годовой отчет - документ, который адресован акционерам, партнерам, потенциальным инвесторам.

Российским законодательством установлены весьма жесткие требования к акционерным обществам на предмет раскрытия бухгалтерской отчетности. В отношении же иной информации, раскрываемой в годовом отчете, регламенты не установлены.

Однако результаты исследований показали, что рынок ждет, что формат годового отчета будет использоваться не для фиксации показателей работы, а в качестве способа передачи информации о динамике развития компании.

PwC разработала новый подход к корпоративной отчетности, Value Reporting. Он включает в себя четыре взаимосвязанных блока информации.

В первом блоке представляется описание конкурентной среды: конкуренты, условия ведения бизнеса, тенденции развития рынка. Часто инвесторы тратят массу времени, анализируя именно эту информацию, получая ее из разных источников. Тогда как им интересно мнение об этом руководства компании.

Второй блок - о месте компании на рынке, ее стратегических целях и задачах.

Третий - содержит информацию о том, что собой представляет компания в настоящее время. Здесь важно представление информации о затратах на капитал, о размере ожидаемой прибыли.

В последнем блоке информации речь должна идти об основе для будущего состояния компании, о том, что обеспечит ей прорыв, т. е. о не финансовых факторах. Во-первых, это исследовательские разработки, определяющие будущее компании, инновации и методика управления ими, репутация брэнда. Затем информация о клиентской базе, о том, насколько удовлетворяются требования клиентов. Далее освещаются организация цепочки поставок (технологического процесса) и вопросы социальной ответственности, экологии и этики.

Безусловно, существует конфиденциальная информация, не подлежащая раскрытию. Все же, чтобы рынок смог правильно оценить компанию, в годовом отчете мы рекомендуем отразить: бизнес-стратегию и цели компании (финансовые и нефинансовые); основные результаты операционной деятельности по сегментам; основные риски и факторы неопределенности, влияющие на компанию; информацию об инвестициях; долгосрочную структуру капитала, раскрывающую источники финансирования (собственные и привлеченные); ликвидность; политику управления краткосрочными финансовыми ресурсами и риски, связанные с их привлечением (изменение процентных ставок и курсов валют, кредитные риски и др.); механизмы корпоративного управления; следование принципам деловой этики; информацию о персонале; природоохранную деятельность.

Автор - партнер PricewaterhouseCoopers