ЗАПИСКИ НЕРЕЗИДЕНТА: Побольше жалоб!


Хотя у российских предпринимателей есть масса поводов для жалоб, большинство из них предпочитают не жаловаться, по крайней мере в официальные инстанции. Это весьма досадно, поскольку жалобы - нормальный путь решения проблем и одновременно эффективный способ устранения административных барьеров.

Недавно Центр экономических и финансовых исследований (www.CEFIR.org) провел опросы представителей российского малого бизнеса по регионам Российской Федерации. Оказалось, что большинство респондентов "не используют цивилизованные методы борьбы за свои права". Скажем, чтобы разрешить конфликт с инспектором, лишь 6% опрошенных предпринимателей обращались в суд; 25% в такой ситуации пускали в ход свои связи или пытались задобрить чиновника подарками. Еще более мрачная картина обнаруживается в сфере лицензионной практики: 56% опрошенных используют для разрешения проблем с лицензиями личные связи, 41% - откупаются подарками.

Раньше, особенно в советскую эпоху, существовали реальные причины поступать таким образом: бороться с системой было почти равносильно самоубийству. Сейчас условия по большей части изменились, и подобные резоны уже несостоятельны. За последние полтора года было принято несколько законодательных норм, призванных облегчить предпринимателям тяготы, связанные с регистрацией, лицензированием и явным избытком инспекционных проверок. Но хотя эти законы уже вступили в силу, они не слишком эффективны - в основном потому, что предприниматели в своей практике больше полагаются не на них, а на традиционные методы разрешения спорных ситуаций. В результате старые проблемы остаются на месте.

Люди избегают подавать жалобы и обращаться в официальные инстанции главным образом по привычке. Вторая распространенная причина этого - страх. Привычка говорит им, что проверенный способ неофициального решения проблем работает, а страх связан с уверенностью, что чиновники обладают достаточной властью, чтобы впоследствии осложнить жизнь жалобщикам. И все же есть одно обстоятельство, внушающее надежду на то, что эту традицию можно изменить: в большинстве случаев обращение к новым законам срабатывает на практике.

Одна из самых интересных и устойчивых черт российской правовой системы заключается в том, что она косвенным образом чтит закон. Чиновники часто и грубо нарушают его, но, если злоупотребления этих чиновников встречают сопротивление в течение достаточно длительного времени, закон в конце концов побеждает. Такое непрямое соблюдение правопорядка в сочетании с нынешними законами, направленными на уменьшение административных барьеров, дает предпринимателям возможность в конце концов очистить всю систему от коррупции.

Как ни удивительно, но иногда оказывается достаточным просто подать жалобу, чтобы решить свою проблему. Когда речь идет о действиях коррумпированного инспектора или о требовании чиновника предоставить те или иные документы, не предусмотренные законом, жалоба нередко способна положить конец злоупотреблениям, причем без всякой мести со стороны обидчика.

Хотя государственные органы и инспектора порой грубо нарушают законы, они понимают, что их власть держится на тех же самых законах. Если никто не будет жаловаться на нарушения, у них не будет причин прекратить свою незаконную деятельность, зато будет много причин, в основном финансового свойства, продолжать в том же духе.

Между тем банальная жалоба, должным образом составленная, апеллирующая к закону, объясняющая, где он был нарушен и кто несет ответственность за это, может положить начало не такому уж банальному процессу. Она привлечет внимание к злоупотреблению и прояснит тот факт, что действия чиновника незаконны. Хотя поначалу кажется, что это не имеет смысла, часто оказывается, что очень даже имеет, поскольку чиновник вынужден принимать решение - вступить ли в борьбу с законом, который дает ему власть, или отступить. На микроуровне чиновник в итоге нередко отступает и ищет себе более легкую добычу.

На макроуровне обращение предпринимателей к "цивилизованным методам борьбы за свои права" может привести к кардинальному улучшению делового климата. Если по всей России будет подано 10 000 жалоб или судебных исков по поводу одного и того же незаконного административного барьера, это немедленно привлечет внимание к проблеме, и в результате процедура в данном пункте изменится для всех. Мои жалоба или иск помогают разрешить вашу проблему, а ваши - мою. Тысячи исков и официальных жалоб способны быстро и благополучно разрешить множество проблем и улучшить деловой климат в целом.

Подать жалобу стоит недорого (у юриста это займет самое большее часа два времени), риск невелик, а потенциальные выгоды значительны. Можно считать это деловым риском в хорошем смысле слова, созданием механизма контроля за погрязшими в злоупотреблениях чиновниками или вкладом в построение гражданского общества. Ясно одно: официальное противодействие незаконным административным барьерам не только возможно, но и выгодно с точки зрения бизнеса.

Автор - партнер юридической компании Firestone Duncan, глава Комитета по малому бизнесу Американской торговой палаты в России