Thank God, ItХs Friday


Московская клубно-концертная жизнь стала в последнее время столь богата, что почти не придерешься. Так, пятница 14-го ознаменовалась сразу тремя потрясающими на разный лад выступлениями - английского рокера Роберта Планта в "Олимпийском", московского скомороха Псоя Короленко в "Проекте ОГИ" и канадского еврея из Берлина Гонзалеса в "Б2". А в бразильском посольстве состоялась еще вечеринка по поводу приезда мастера босса-новы Жоао Донато, концерт которого состоится завтра.

14 ноября 2002 г. танцевальный партер спорткомплекса "Олимпийский" заполнили несвойственные ему люди. Это были суровые, аккуратно подстриженные мужчины, по преимуществу за 40. Мужчины встали плечом к плечу, как в автобусе в час пик, хотя большинство из них, судя по костюмам, давно не были в общественном транспорте. Каждый из них в этот вечер вполне мог позволить себе билет на VIP-трибуну. Вполне вероятно, что там сидели спутницы суровых мужчин. А им самим было крайне важно быть как можно ближе к сцене. Даже когда погас свет в зале, многие из них до конца не могли поверить в то, что приезд экс-вокалиста Led Zeppelin Роберта Планта в Москву - не чудо и не мистификация. В середине 90-х Плант в тандеме с бывшим коллегой по LZ Джимми Пейджем доехал только до Варшавы. Год назад затормозил на подступах к Питеру - по официальной версии, заболел гитарист. Теперь чудо случилось-таки.

Гастроли звезд хард-рока стали в России обычным делом уже лет семь назад. Элис Купер не собирает и половины Дворца спорта "Лужники". Nazareth чешет по российской провинции что твой Витас. Scorpions только что проехались по украинским дворцам спорта. К сожалению, остальной мир эти персонажи интересуют мало. Плант - другое дело. Его имя в этом году звучит как в контексте сверхудачного альбома кавер-версий Dreamland, так и в связи с этнопроектом Afro Celt Sound System, а также по поводу неожиданного появления на пластинке провокаторов Primal Scream: с партией губной гармошки.

Впрочем, серьезные мужчины, которые пришли в "Олимпийский", вряд ли следят за новинками в мире кавер-версий и какими-то этночартами. Поэтому мрачная версия блюза Hey Joe, с которой начали свой московский концерт Плант и его аккомпанирующий состав Strange Sensation, поначалу привела их в замешательство. Грузный силуэт проговаривал с затемненной сцены текст песни, голос тонул в путаных аккордах и потусторонних звуковых эффектах. Туман рассеялся сразу после Hey Joe - певец решительно перешел к "цеппелиновскому" багажу. Зал задышал чаще на Four Sticks, улыбнулся текущему сольному синглу Планта Morning Dew и взорвался на Ramble On. С этого момента лица суровых мужчин не покидало выражение щенячьего восторга, а на знакомые по видеозаписям Led Zeppelin дирижерские пассы Планта они отвечали "козами" в крахмальных манжетах. Певец обошелся без лишних сценических эффектов, без долгих пауз и лишних комплиментов публике, отборные инструменталисты магнетизировали зал, не выпячивая свое "электронное" прошлое и не забираясь в гитарные дебри. Попытка гитариста Джастина Адамса изобразить "пулеметное" соло в духе Джимми Пейджа изрядно рассмешила публику, а вот почтительная акустическая работа его коллеги Скина в Babe IХm Gonna Leave You заслужила одобрительные аплодисменты. Плант спел в Москве восемь песен Led Zeppelin, что больше, чем в прочих городах европейского турне, но, конечно, недостаточно для слушателей в зале, которые радовались так, будто все предыдущие 30 лет провели в тюрьме строгого режима. Кода концерта - оргазмический вокальный пассаж Планта в Whole Lotta Love, выход на бис с новой Darkness Darkness и классической Misty Mountain Hop и в финале - RockХnХroll с интригующими обещаниями "вернуться очень скоро". Российские джентльмены, состригшие хипповские патлы лет 15 тому, как только в зале зажегся свет, заговорили по телефонам. Звонили друзьям, которые не смогли вырваться на концерт: "Как он? Да он нас просто размазал! " Несмотря на то что "Лестницу в небо" Плант не спел, само небо стало, безусловно, ближе.

Через два часа в "Проекте ОГИ" феноменальный отечественный шансонье с корнями, глубоко ушедшими во французский, еврейский, американский и советский фольклор, по прозвищу Псой Галактионович Короленко дал неподражаемо сильный концерт, приуроченный к выпуску нового диска "Песнь песней", а также очередному своему полугодовому отъезду в Америку. Лишний раз подтвердилось, что камерные залы подходят Псою куда больше, нежели площадки вроде "Б2", где он тоже частенько выступает, но уже с некоторым очевидным стеснением. Зато не стеснялся в "Б2" артист Гонзалес - звезда белого дурашливого хип-хопа, один из самых важных сегодня электронщиков, создатель суперпластинки Gonzales Uber Alles. Вместе с еще одним блистательным представителем впередсмотрящего немецкого лейбла Kitty-Yo Тэйлором Сэвви они разыграли шоу, равного которому "Б2", пожалуй что, и не знал - даже весенний концерт известной мастерицы эротической миниатюры Peaches (с того же Kitty-Yo) померк на фоне этого перманентного буйства с переодеваниями, отличной импровизационной музыкой и роялем в хип-хоповых кустах.