ЗАПИСКИ НЕРЕЗИДЕНТА: От Москвы до "регионов"


Отношение Москвы к регионам лишено всякой логики. Это своеобразный провинциализм наоборот: москвичи в основном убеждены, что ведение бизнеса в "регионах" обходится гораздо дешевле, чем в самой столице, и что региональный бизнес по определению скромнее по масштабам, нежели столичный. Это заблуждение, чрезвычайно опасное для развития России.

В разговорах с представителями правительства и депутатами Думы о проблемах малого бизнеса и несовершенстве как существующих законов, так и выдвигаемых инициатив в поддержку малых предприятий, постоянно приходится слышать один и тот же ответ: "Вы говорите как москвич! В регионах 15 млн руб. в год - это огромные деньги для компании (или: в регионах все не так, как в Москве) ". Подобные вещи обычно произносятся несколько покровительственным тоном, означающим, что говорящий гораздо больше информирован о жизни в регионах, чем его собеседник, и что жители этих самых регионов будут радостно приветствовать любую инициативу.

При этом никогда четко не проясняется, что такое эти "регионы". Если послушать этих знатоков, получается, что регионы начинаются сразу за МКАД. Однако, если говорящий сам из Санкт-Петербурга, он обязательно даст понять, что его родной город, конечно же, к "регионам" не относится.

В Соединенных Штатах регионы выделяются с трудом. В каждом штате есть физически изолированные районы, но почти в каждом штате есть и мегаполисы с небоскребами и всеми удобствами цивилизации, присущими большим современным городам. Туристов всякий раз поражает, что, прибывая в "региональный" аэропорт где-нибудь в Кливленде, Миннеаполисе или Канзас-сити, они оказываются в центре крупного города. Почему? Потому что сама Америка выросла из регионов - до такой степени, что регионов в обычном понимании там уже не осталось. То, что в российских регионах ведение бизнеса порой обходится дороже, чем в Москве, - это факт. В провинции существует множество предприятий малого и среднего размера, которые окажутся крупными в пересчете на московские стандарты. Некоторое количество средств региональная компания может сэкономить за счет стоимости рабочей силы и аренды. Однако, эта экономия нередко с лихвой перекрывается более высокими затратами и трудностями, связанными с удаленностью от Москвы коммуникаций и портов. Более того, иностранное оборудование стоит одинаково в регионах и в столице, не считая более высоких расходов на приобретение иностранной валюты и ее транспортировку.

В целом вести бизнес в регионах труднее. Тем не менее государственные чиновники часто обращаются с регионами, как с какими-то африканскими странами, которые должны быть рады любой помощи, которую им подбрасывают. Регионы заслуживают такого же обращения, как и Москва. То, что применимо к столице, должно быть применимо и к регионам. Что не годится для Москвы, не сгодится и для них. Эта установка - условие экономического развития регионов и всей страны.

Автор - партнер юридической компании Firestone Duncan, глава Комитета по малому бизнесу Американской торговой палаты в России