ОРУЖИЕ: Индия - идеальный партнер


В последнее время в российском научном и экспертном сообществе широко дискутируется вопрос о необходимости переходить в военно-техническом сотрудничестве от торгово-посреднической парадигмы, т. е. собственно торговли оружием, к модели кооперационно-воспроизводственной, в рамках которой разные страны реализуют совместные программы вооружений.

Надо сказать, что во всем мире эти процессы уже активно идут: завершается создание единого европейского оборонно-промышленного пространства, появились элементы трансатлантической военно-экономической зоны.

По новой модели работают и некоторые российские компании. Реутовское НПО машиностроения совместно с индийской Организацией оборонных исследований создает в рамках проекта BrahMos противокорабельную крылатую ракету, а Иркутское авиационное производственное объединение и ильюшинское КБ изучают возможность разработки и последующего производства совместно с индийской корпорацией HAL тактического транспортного самолета Ил-214/MTA. Судя по всему, Комитет по военно-техническому сотрудничеству и администрация президента ознакомили главу государства с новейшими тенденциями, недаром накануне визита в Индию он посетил Реутово.

Есть и другие примеры такого рода программ: совместно с израильскими фирмами по турецким спецификациям создан ударный вертолет Ка-50-2, объединение Eurocopter в партнерстве с Казанским и Московским вертолетными заводами ведет НИОКР нового транспортного вертолета Ми-38, фактически международными программами является и строительство по индийским заказам истребителей Су-30МКИ и фрегатов проекта 1135. 6. В прессе периодически циркулируют слухи о возможном создании истребителя 5-го поколения совместно то ли с КНР, то ли с Индией, есть предложения о международном использовании космической системы глобального позиционирования "ГЛОНАСС".

Обилие проектов и партнеров говорит о том, что процесс перехода к кооперационной модели сотрудничества происходит стихийно и что государственная политика в этой области отсутствует. Так какие же страны являются возможными и наиболее желательными партнерами? Если не считать государства СНГ, сотрудничество с которыми следует рассматривать особо, российские компании могут развивать отношения с тремя странами и одним межгосударственным объединением, с которыми уже с большим или меньшим успехом реализовывались совместные проекты. Это Индия, Китай, Европейский союз и Израиль.

Отметим сразу, что Китай и Израиль вряд ли когда-либо станут партнерами по действительно крупномасштабным проектам. Способность КНР инвестировать в совместные программы значительные ресурсы девальвируется высокими военно-политическими рисками. Дипломаты и политики могут сколь угодно много и убедительно говорить об урегулировании территориальных споров, стратегическом партнерстве России и Китая и проч. Но российские военные прежде всего помнят об огромном китайском демографическом превосходстве и ветшающей военной инфраструктуре Сибири. Главное же состоит в том, что Китай станет в обозримом будущем едва ли не единственным государством планеты, которое сможет позволить себе роскошь не вступать в межнациональные военно-экономические альянсы.

Израиль не имеет серьезных свободных финансовых ресурсов, но во многих случаях между российским и израильским ОПК наблюдается технологическая дополняемость, которая делает совместные продукты весьма конкурентоспособными. Однако два обстоятельства делают Израиль неприемлемым партнером. Во-первых, эта страна в военно-технической области не обладает суверенитетом. Решения о том, что проект истребителя Lavi должен быть закрыт, а сделка на поставку израильских радаров воздушного базирования в КНР должна быть аннулирована, принимались в Вашингтоне. Во-вторых, перехват арабами инициативы после начала новой интифады создает колоссальные политические риски для любого военно-технического проекта, реализуемого вместе с Израилем.

Близким к идеалу военно-промышленным партнером является Индия. Во-первых, в отношениях с этой страной полностью отсутствуют военно-политические риски, что выгодно отличает ее от КНР. Российские и индийские чиновники неплохо находят общий язык - похоже, представления двух бюрократий о разумном соотношении персональных и общенациональных интересов весьма близки. С Индией наработан неплохой опыт реализации совместных программ. Наконец, быть может, самая привлекательная для международного партнерства российская компания - Иркутское АПО - именно с Индией поддерживает наиболее интенсивные отношения.

В отношениях с Дели имеются и сдерживающие факторы: относительная финансовая слабость Индии и активное проникновение на индийский рынок израильтян и французов, а в последнее время - и американцев. Как представляется, фундаментальной причиной происходящей на наших глазах попытки Индии развернуться в военно-технической области в сторону Запада является неверие в будущее России как высокотехнологичной державы. Россия должна разрушить свой образ деградирующей в технологическом и образовательном отношении страны. Именно поэтому так важно реализовать хотя бы один крупный общенациональный проект создания системы вооружения нового поколения, лучше всего - боевого авиационного комплекса.

Для сохранения стабильной динамики российско-индийские отношения должны получить новый мощный импульс, которым, на наш взгляд, должно стать взаимное проникновение индийского капитала в российский ОПК, а российского капитала - в индийский аэрокосмический комплекс.

Вторым по привлекательности партнером России в области высоких технологий является Европейский союз. Сотрудничество в собственно военной области на европейском направлении пока широких перспектив не имеет. Но Россия может и должна участвовать в европейских проектах, прежде всего транспортного самолета А-400М и гражданского лайнера сверхбольшой вместимости А-380, в качестве производителя отдельных комплектующих и систем. Даже 5 - 7% объема производства в этих программах, на которые может рассчитывать Россия, принесут сотни миллионов долларов.

Автор - заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий