ОТ РЕДАКЦИИ: Утопия вместо ЕС


Большие утопии рождаются в то время, когда ломается старый миропорядок. Французский и немецкий еврокомиссары Ферхойген и Лами родили выдающуюся утопическую идею как раз вовремя - в тот момент, когда ООН окончательно превращается в дискуссионный клуб, а НАТО - в пансион для генералов, когда страны ЕС мучительно разбираются, зачем они ввели общую валюту и надгосударственные органы управления, а США с Великобританией готовы, никого не спрашивая, вершить судьбы мира.

Именно сейчас комиссары предложили своим странам объединиться в единое государство с населением в 150 млн человек. Которое бы обладало второй экономикой в мире, ядерным оружием и постоянным местом в Совбезе ООН - достаточный набор аргументов для того, чтобы противостоять "англосаксам".

Понятно, что Франция и Германия не станут единым государством даже под угрозой американской гегемонии. Народы двух стран помнят не только умилительную "любовную" сцену между двумя старичками - канцлером Аденауэром и президентом де Голлем, которые 40 лет назад подписали тоже вполне утопический Елисейский договор о единой внешней и оборонной политике, после чего плакали и целовались. История взаимоотношений соседей - это история войн и унижений.

Последний и единственный раз Францией и Германией управляло единое правительство Карла Великого, короля франков и римского императора, сына основателя династии Каролингов Пипина Короткого. Покорение земли саксов, а также Баварии и Фризии заняло у будущего императора 33 года. Карл, строго в соответствии с военной дипломатией своего времени, за годы войны казнил тысячи заложников. В результате дело кончилось депортацией саксов - только после этого империя утвердилась на землях современной Германии.

Продержалось единое государство без малого 50 лет - до 843 г. Внуки Карла Великого разделили его между собой - так появились на карте Франция и Германия. Сделать из них единое государство с тех пор никто даже не пытался. Зато все прошедшее тысячелетие французы и немцы, как и подобает братьям, занимались убийством друг друга. Поэтому вполне естественно, что население двух стран, согласно опросам, вовсе не горит желанием иметь общее правительство.

В утопическом предложении Лами и Ферхойгена, однако, скрыто важное послание. Во-первых, это признание неэффективности ЕС (характерно, что оно прозвучало из уст еврокомиссаров). Во-вторых, это желание создать в Европе новый союз, которому есть что противопоставить США.