ЧЕЛОВЕК НЕДЕЛИ: Король лиры
Слишком долгая жизнь, жизнь за пределами "своего времени" - тяжелое испытание. Наверное, спокойнее остаться внутри своего мира и не видеть его разрушения. Джанни Аньелли, умерший в пятницу в возрасте 81 года, не должен был видеть перехода его страны на евро, завоевания его родного рынка американцами и японцами, а главное, не должен был видеть, как его семейное предприятие, концерн Fiat, разваливается под действиями тех самых сил, которыми он привык управлять. Аньелли пережил и двух своих наследников: его 46-летний сын Эдоардо совершил самоубийство в 2000 г., а тремя годами раньше умер от рака его 33-летний племянник Джованни Альберто. Аньелли принадлежал к мировой промышленной аристократии, большая часть которой осталась во временах Великого Гэтсби. Он был "диснеевским" миллиардером - любил спортивные машины, футбол и влияние. И все это было у него в изобилии - Ferrari входит в концерн, семья также владеет командой "Ювентус" и крупнейшей национальной газетой Corriere della Sera.
Аньелли вошел в этот мир, не задаваясь гамлетовскими вопросами, но и дешевого зазнайства тоже умел избегать. Он был внуком основателя компании (Fiat создан в 1899 г.) и стал наследником очень рано: формально его ввели в совет директоров в 1943 г. Ему было 22 года.
Аньелли приступил к активной работе в компании в 1966 г. в должности председателя совета директоров. Fiat уже тогда был крупнейшим конгломератом в стране, став им еще при Муссолини. Задачей Аньелли было сохранение лидерства в новых условиях, точнее, создание этих условий.
Благодаря его влиянию и связям Fiat почти все послевоенные годы не играл по рыночным правилам, а сам их устанавливал, не подчинялся правительствам, а направлял их действия. До начала 90-х гг. компания была хорошо защищена заградительными пошлинами, налоговыми поблажками, экологическими нормами, законами, устанавливающими стандарты качества, - всем, что нужно для поддержания монопольного положения на рынке. С той же целью Аньелли скупил все значимые автомобильные брэнды в стране - Ferrari, Alfa-Romeo, Lancia и Maserati.
В 50-е гг. Аньелли сделал для итальянцев народный автомобиль. Тем же, чем для немцев был Volkswagen- "жук", для итальянцев стал "чинквиченто" - Fiat 500. Владельцы Fiat позаботились и о том, чтобы на их машинах было где ездить: правительства по совету Аньелли вкладывали средства в строительство современных автодорог.
Коллеги и конкуренты Аньелли столкнулись с рынком гораздо раньше его. Семейства Фордов, Пежо и Тойода уступили руководство своими компаниями профессионалам и сосредоточились на общении с акционерами. Джанни Аньелли не желал уступать до конца своей жизни.