Доверие потеряно


Россияне приехали сюда не за тем, чтобы участвовать в споре американцев и европейцев. Гендиректор "Росгосстраха" Рубен Варданян на вопрос, зачем он ходил на сессию по трансатлантическим отношениям, отвечает так: "Давос тем и хорош, что здесь можно поинтересоваться вещами, на которые обычно времени не тратишь". А некоторые из тем имеют для российских участников вполне практическое значение. И Ходорковский, и Евтушенков, например, заинтересовались сессией на тему "Система компенсации топ-менеджеров". "Понятно, что в последние годы, особенно в Америке, компенсации CЕО зашкалили, иногда они сопоставимы с прибылью организации, - говорит Ходорковский. - Мне кажется, нужно подумать о том, чтобы срок, когда менеджер может продать свой пакет акций, наступал не в момент получения этого пакета, а, скажем, через пять лет, когда проявляются среднесрочные результаты его работы. Думаю, для стратегически мыслящих менеджеров это должно быть приемлемо".

В Давосе знакомятся и договариваются о делах. "За короткий срок можно провести встречи со многими людьми, ради которых одной или другой стороне в другое время пришлось бы далеко ехать, - говорит Ходорковский. - Тут встретился и поставил галочку - либо надо в этом году встречаться и говорить серьезно, либо ясно, что [с этим человеком] бизнеса в этом году не будет". Евтушенков говорит, что среди прочего успел обсудить с президентом Volvo маркетинговую стратегию для совместного завода "Системы" и шведского концерна. А для заместителя министра путей сообщения Анны Беловой важна возможность общаться, например, с вице-президентом компании Siemens, с которой у МПС есть общие проекты.

ДАВОС - На Всемирном экономическом форуме царит некоторая растерянность. Политики, бизнесмены и аналитики съехались сюда, чтобы говорить о доверии, но убеждаются в том, что общего языка им пока не найти. Европейцы не доверяют американцам и друг другу, акционеры не уверены в менеджерах, и даже местная полиция не доверяет участникам форума.

"В Давосе всегда антиамериканизма хватало, но такого я еще не видел", - говорит Дарси Резак, управляющий директор Ванкуверского совета по торговле, который ездит сюда уже девять лет.

Выяснять отношения с американцами участники форума начали в первый же день, в четверг. "Мы боимся белого порошка, ботинок [со взрывчаткой], мусульман, - сказал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. - Обе стороны потеряли разум... [В мире] правит страна с наибольшими возможностями убивать... Тех, кто ставит под сомнение демократическое устройство, морят голодом или бомбят".

Суть претензий к США в том, что они, похоже, не собираются спрашивать согласия остального мира на войну с Ираком. "Есть стратегические цели, которые важнее нравственных соображений" - так руководитель американского аналитического центра Stratfor Джордж Фридман ответил французскому бизнесмену, возмутившемуся тем, что американцы не желают дожидаться, пока у Саддама Хусейна найдут оружие массового поражения. Стратегические цели, по версии Фридмана, таковы: создать в Ираке военную базу, чтобы припугнуть близлежащие страны. "Ирак - одна из стратегических точек на Ближнем Востоке, оттуда мы можем нанести удар куда угодно, - говорит Фридман. - Те, кто действует рационально, будут нас слушать. А сейчас исламский мир не воспринимает США как реальную угрозу".

Европейцы стоят на своем. Вчера после часового выступления госсекретаря США Колина Пауэлла председатель правления голландского Rabobank Хубертус Хемскерк заявил: "Когда будут доказательства [того, что Саддам преступник], Европа будет за то, чтобы привлечь его к суду, и будет воевать". Аплодисменты сорвали и Хемскерк, и Пауэлл, который отвечал, что новых доказательств не требуется. "Все в аудитории оценили, что Пауэлл - искренний человек, но, к сожалению, на вопросы, которые звучали из зала после его выступления, он не смог ответить, - поделился с "Ведомостями" впечатлениями один из членов российской делегации. - Все-таки большая часть участников форума пока не видит основания для начала военной операции".

Российские гости Давоса наблюдают за перепалкой Европы и США несколько отстраненно: им важнее знать, будет война или нет, а не кто кого переспорит. "Для России ситуация понятная: пока есть угроза войны, цены на нефть высокие, когда угроза осуществится или, наоборот, исчезнет, цены упадут", - рассуждает глава АФК "Система" Владимир Евтушенков. "Если операция в Ираке начнется сейчас, то цены на нефть будут падать в течение 2004 г., возможно, до $16 за баррель, и восстановятся на уровне $18 - 23 за баррель в конце 2005 г. ", - прогнозирует председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский.

Но участники обсуждения, по словам Евтушенкова, говорили лишь о том, чтобы сделать условия вознаграждения топ-менеджеров более прозрачными.

"Между бизнесменами отношения развиваются хорошо, - отметил министр экономического развития Герман Греф во время субботней встречи на тему российско-европейских отношений. - А вот межгосударственные вопросы - сотрудничество в области космоса, присоединение России к ВТО - не решаются годами".

Европейцы, кстати, и между собой договариваются неважно. Обсуждая пакт стабильности, который ограничивает размер бюджетного дефицита, одни участники говорили, что этот договор нужно отменить, другие - что только доработать. "Есть ирония в том, что тот, кто изобрел это прокрустово ложе, первым на него и попал", - говорит замминистра финансов Германии Кайо Кох Везер. А ведущий одного из "круглых столов" Мартин Вулф подшучивает над намерениями Франции вообще игнорировать требования пакта.