ОТ РЕДАКЦИИ: Малый прорыв


Малый бизнес ощутил, что административные барьеры в прошлом году стали существенно меньше. Такой вывод позволяет сделать очередное исследование, выполненное по заказу Всемирного банка Центром экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР).

Предыдущие опросы, сделанные ЦЭФИР в конце 2001 г., показали, что предпринимательский климат, несмотря на усилия правительства, ничуть не улучшился. Через полгода аналогичное исследование дало прямо противоположные результаты. Хватка государства ослабла настолько, что стало возможным показывать обобщенное мнение российского малого бизнеса о предпринимательском климате посторонним. Вчера исследование было представлено в Давосе иностранным инвесторам.

Столь разительные перемены в поведении государства подтверждают далеко не все малые предприниматели. Возможно, тем, кто не почувствовал ослабления государственного вмешательства, просто не повезло. В любом случае их мнение не будет презентованы иностранцам. Оно подходит скорее для анти-Давоса.

Других методов измерения настроений малого бизнеса, кроме социологического, нет. Статистика здесь бессильна - данные о численности малых предприятий говорят о чем угодно, только не о реальном положении дел. Если после регистрации в Госреестре количество предприятий уменьшится на 50%, это вовсе не будет значить, что малый бизнес постигла неожиданная катастрофа.

Не верить же социологическим методам оснований нет. Получается, теперь малых предпринимателей больше заботит не госрегулирование, а другие проблемы. Прежде всего, по утверждению ЦЭФИР, - конкуренция. Есть и налоговая проблема - изменения в применении единого налога на вмененный доход следуют постоянно, своевременно разобраться в них нереально, да воспользоваться этим замечательным налогом могут не более 30% малых фирм. Можно еще добавить отсутствие доступа к финансовым средствам. Недавно банкиры пообещали малому бизнесу снизить кредитные ставки "в обозримом будущем". Пока же малые предприятия берут деньги в основном не у банков. Как выразился Евгений Ясин, "не знаю откуда, может, из бандитской кассы".

Есть проблемы и посерьезнее - те, из-за которых доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 10 - 12%. Увы, рентабельность малых предприятий достигается лишь в некоторых видах деятельности, в основном в посреднических и торговых. И здесь бизнесу мешают структурные барьеры, куда более высокие и прочные, чем административные.