Райский уголок для бизнеса


Когда Рон Кипп уходил из IBM, коллеги смотрели на него как на сумасшедшего: потерять зарплату $100 000 в год ради того, чтобы стать оператором дайвинг-центра на Каймановых островах? И тем не менее это не единственный пример, когда представители нового класса успешных интеллектуалов все чаще предпочитают независимость мелкого предпринимателя работе на корпорацию.

Киппу не понадобилось много времени, чтобы выбрать сферу будущей деятельности: у него было два решающих критерия. Во-первых, он сам любил подводное плавание, во-вторых - был уверен, что многие готовы разделить с ним эту любовь, а значит, число клиентов будет расти. Следующей проблемой был выбор места. Кипп обследовал Карибский бассейн и Мексиканский залив: острова Флорида-Кис, мексиканский Косумель, островок Бонайре. Везде нашлись свои недостатки: в окрестностях Флориды климат оказался недостаточно тропическим, для работы у берегов Мексики Киппу не хватало свободного знания испанского и пр. "Тогда я выбрал Большой Кайман - и попал в точку", - вспоминает он. Оставалось только решить - начать собственное дело с нуля или приобрести уже существующую компанию. Кипп предпочел второе (и, по статистике, так поступает треть начинающих предпринимателей). Возможно, такому сценарию недоставало некоторой романтики - приятного ощущения, что ты творец, создавший свое дело из ничего. Однако романтики для Киппа и так было предостаточно: чего стоило сменить комфортабельный особняк в пригороде Кливленда на прибрежный пакгауз, переделанный в жилой дом, без ванной и кухни.

В принципе, считается, что, купив готовую компанию, начинающий предприниматель выигрывает время, уменьшает для себя риски и упрощает финансовую сторону дела. С другой стороны, такое предприятие изначально требует больших капитальных вложений, тогда как собственный бизнес можно начать с малого, постепенно увеличивая инвестиции. Есть и еще одна неприятная сторона: до завершения сделки никогда точно неизвестно, что именно вы покупаете. К тому же, если речь идет о не слишком успешной компании, ее история может скорее помешать дальнейшему продвижению, чем дать преимущества. Взвесив все за и против, Кипп решил приобрести Bob SotoХs Diving - старейшую компанию в мире, специализирующуюся на дайвинг-турах. Дело происходило в 1981 г.: брэнд Bob SotoХs уже знали, но сама индустрия на тот момент была слишком молодой. Поэтому, с одной стороны, были перспективы роста, с другой - об устойчивой репутации среди массового потребителя говорить не приходилось. Основатель компании Боб Сото, начавший бизнес в 1957 г., к тому времени уже иссяк и собирался на заслуженный отдых. Он согласился продать Bob SotoХs за $500 000 с семилетним сроком выплаты (Кипп добился $200 000-ной скидки).

Несмотря на огромные проблемы компании, Кипп был полон энтузиазма: его энергия в сочетании со старым брэндом казались ему формулой успеха. Половину денег он взял из собственных сбережений и из семейной копилки, половину занял в Cayman National Bank. Еще работая в IBM, Кипп присматривался к подобным фирмам во время своих многочисленных турпоездок по тропическим островам. Он обнаружил, что владельцы дайвинг-центров и магазинчиков, торгующих оборудованием для подводного плавания, - сплошь и рядом бизнесмены-любители. Многие, подобно ему самому, занялись этим бизнесом просто потому, что любили подводное плавание. Однако он в отличие от конкурентов был профессиональным менеджером: годы работы в IBM все же не прошли даром.

Для начала Кипп произвел детальный аудит новоприобретенной компании. Оценить активы оказалось несложно: они состояли из трех экскурсионных яхт, причудливо раскрашенных на потребу публике. Прогноз продаж тоже был сделан нехитрым методом "на пальцах": "Одну экскурсионную яхту умножить на 20 человек, умножить на $50 с носа, умножить на 365 дней", - излагает Кипп свою систему подсчета.

Впрочем, после тщательной ревизии обнаружилось, что некоторые яхты нуждаются в ремонте. Зато Кипп приобрел еще один актив, который затем сыграл решающую роль в успехе компании. Он арендовал на пять лет офис в Holiday Inn, который на тот момент был единственным в городе отелем своего уровня. Расчет был прост: Кипп заметил, что небедные постояльцы, слоняющиеся вокруг отеля, умирали от безделья. Это и была его потенциальная клиентура.

Первые годы Кипп платил себе $12 000 в год - в IBM он зарабатывал столько за полтора месяца. Сменив белый воротничок на спецовку, он сам драил полы, следил за оборудованием и сам же водил экскурсии. Мысль вернуться в IBM никогда не посещала его. "Я смотрел на яхты за окном - и они были мои, - говорит Кипп. - И полы, которые я подметал, - это тоже были мои собственные полы". Когда в его родном Огайо шли снегопады, Кипп продолжал греться в лучах тропического солнца. Пока его бывшие коллеги заседали на бесконечных переговорах и бизнес-ланчах, он вел свою яхту по кристально чистым карибским водам, чтобы совершить очередное погружение (а всего он совершил их 5500).

С долгами Кипп рассчитался досрочно - за три года. Сегодня Bob SotoХs Diving - одно из крупнейших агентств Большого Каймана, с семью яхтами и 45 сотрудниками в штате. Кипп уже стал миллионером, но за прошедшие 20 лет его стиль жизни совершенно не изменился. Он так же активно продолжает заниматься дайвингом. "Я никогда не выйду на пенсию, - говорит он, сидя в своей резиденции в Джорджтауне - столице Каймана. - Как я могу уйти? О такой работе 95% страдальцев по всему миру могут только мечтать". (WSJ, 19. 12. 2002, Наталия Кун)