Иммельт перестраивает дом


ФЭЙРФИЛД - Собрание 600 ведущих менеджеров General Electric, состоявшееся в январе этого года, заметно отличалось от аналогичных мероприятий прошлых лет. Прежде, когда корпорацию возглавлял легендарный Джон (Джек) Уэлч, а ее дела шли хорошо, эти трехдневные собрания проходили в праздничной атмосфере. Тон обычно задавали победные речи Уэлча, посвященные очередным рекордным годовым результатам GE. Джеффри Иммельту, полтора года назад сменившему Уэлча на посту генерального директора, пришлось выступать в гораздо менее благоприятных условиях.

Прошедший год стал самым тяжелым периодом на памяти большинства нынешних менеджеров GE. Корпорация не избежала скандала с финансовой отчетностью, а используемые ею методы руководства подвергались ожесточенной критике. В частности, серьезное недовольство акционеров вызвала информация о чрезмерно щедрой пенсионной схеме для уходящего Уэлча. Кроме того, в 2002 г. рост прибыли GE впервые за десятилетие оказался меньше 10%. Акции корпорации упали в цене на 62% по сравнению с августом 2000 г., когда их курс достиг наивысшей отметки за всю историю. "За последние 12 месяцев в нашей работе не было ни одного нормального дня", - заявил своим подчиненным Иммельт.

Впрочем, новый генеральный директор не стал долго задерживаться на прошлых трудностях, а сосредоточился на перспективах. Наступивший год также обещает быть нелегким для GE. Угроза войны и слабая экономика, по словам Иммельта, ставят перед менеджерами корпорации дополнительные задачи. "Нам необходимо изменить General Electric, и мы это сделаем", - заявил руководитель.

План реорганизации GE, выработанный Иммельтом в 2001 г., существенно отличается от стратегии, которая 20 лет назад привела к феноменальному успеху Уэлча, сделав его одним из самых выдающихся корпоративных руководителей столетия. Уэлч ориентировался на сокращение затрат и рабочих мест, на приобретение компаний и укрепление финансовых подразделений. Для Иммельта важнее всего сегодня обеспечить развитие традиционных, ключевых для GE направлений бизнеса, несколько отодвинутых назад в результате нововведений Уэлча.

Иммельт, которому сейчас 46 лет, начал свой путь в GE в 1982 г. в качестве сотрудника отдела продаж. Он неизменно считал, что корпорация должна как можно активнее предлагать рынку новые услуги и новаторские продукты. В свое время такими продуктами для корпорации стали электрические лампочки и рентгеновские аппараты. История с экономическим мыльным пузырем 1990-х продемонстрировала в числе прочего, что громкие инициативы прежнего руководства GE, приводившие к улучшению финансовых показателей, вместе с тем не обеспечивали необходимого развития в таких ключевых направлениях, как исследовательская работа и сбыт.

"Фактически многое из того, что делает Иммельт, направлено на разрушение схемы, которую построил Джек, - говорит Боб Райт, заместитель председателя совета директоров GE. - Но ведь рынок сейчас совсем другой, соответственно, и стратегия требуется новая".

Уэлч согласен с такой оценкой. "Смена руководства - это всегда возможность взглянуть на ситуацию с новой стороны, переориентировать компанию в соответствии с велениями времени", - говорит бывший глава GE.

Иммельту приходится действовать в крайне напряженных условиях. За последние месяцы этот человек привык работать по семь дней в неделю, зачастую по 20 часов в сутки. Вместе с женой и 15-летней дочерью Иммельт живет недалеко от штаб-квартиры GE в Фэйрфилде, но больше половины своего времени он проводит в пути - много сил нужно потратить, чтобы заразить созидательной энергией всех сотрудников корпорации, а также в деталях выяснить, чего хотят и ждут от GE ее клиенты и инвесторы. За 17 месяцев в волосах Иммельта заметно прибавилось седины, а его фигура сделалась массивнее. "Молодой руководитель на глазах превращается в матерого ветерана", - говорит Дэвид Калхаун, глава подразделения авиационных двигателей GE и давний приятель Иммельта. Курс нового руководства на развитие внутренних ресурсов GE обусловлен желанием инвесторов разобраться в структуре доходов корпорации, определить, какое место в ней занимают продажи продуктов и услуг, а какое - приобретения, сокращение затрат или применение нестандартных бухгалтерских методик. В прошлом году доходы GE составили $131,7 млрд, увеличившись за девять лет более чем вдвое. Критики неоднократно заявляли, что столь высокие показатели объясняются хитростями финансовой отчетности. Руководство GE всегда утверждало, что в основе доходов лежат реальные производственные достижения, хотя и не отрицало, что для улучшения квартальной отчетности в ряде случаев использовались данные о разовых источниках прибыли. Кроме того, корпорация часто скрывала внутренний механизм сделок, ссылаясь на свой огромный масштаб. К примеру, приобретая компанию, GE могла заявить, что стоимость сделки "мало влияет на общую прибыль".

Как сообщают источники, близкие к руководству GE, Иммельт по сути согласен со многими критиками. Стремясь успокоить инвесторов, он объявил, что намерен сделать GE более прозрачной. Корпорация уже начала предоставлять более подробные сведения об отдельных подразделениях, условиях сделок и т. п. Принятое в прошлом году решение о разделе GE на четыре независимые компании отчасти также связано с желанием повысить прозрачность. Ту же цель преследуют и изменения в организации управленческой деятельности, в частности перевод опционов на акции в разряд корпоративных расходов. Правда, аналитики не исключают, что борьба за прозрачность может привести к снижению курса акций: внутренний рост компании обычно внушает инвесторам больше доверия, чем расширение на основе поглощений.

По мнению Иммельта, GE вполне способна в ближайшем будущем обеспечить внутренний рост, мощный поток наличности и оборот капитала. Для этого корпорация будет осваивать новые рынки и укреплять связи с заказчиками.

Иммельт активно развивает некоторые начатые ранее инициативы GE, в частности инвестиции в китайский рынок и расширение ассортимента услуг для имеющихся клиентов. Но не менее серьезное внимание он уделяет новым программам, например развитию ИТ-направления в рамках подразделения медицинских систем GE (именно этим подразделением Иммельт руководил до прихода на место Уэлча).

Сотрудники Иммельта отмечают, что его стиль руководства создает достаточно комфортную рабочую обстановку. В отличие от Уэлча новый руководитель старается не вмешиваться в детали работы подчиненных, хотя всегда проявляет к их мнению большой интерес. Вместе с тем Иммельт умеет быть столь же жестким, как и его предшественник. "Его реакция на недочеты бывает такой грозной, что подчиненные очень боятся его разочаровать", - говорит Ларри Джонстон, глава подразделения медицинских систем. (WSJ, 6. 02. 2003, Александр Сафин)