"Шереметьево" добилось контроля


100% акций ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) принадлежит государству. За первое полугодие 2002 г. его выручка составила $52,7 млн, чистая прибыль - $9,7 млн. На долю ТЗК "Шереметьево" приходится около 20% заправок в гражданской авиации России. Аэропорту "Шереметьево" принадлежит 34% акций ТЗК, "Аэрофлоту" - 31%, "ЮКОСу" - 29%, американской компании Viens - 6%. Все используемое оборудование принадлежит МАШ и находится в аренде у ТЗК.

Как стало известно "Ведомостям", конфликт между совладельцами ЗАО "Топливно-заправочный комплекс (ТЗК) "Шереметьево" улажен в пользу аэропорта "Шереметьево". Уже в марте аэропорт планирует увеличить свою долю в ТЗК до контрольной. Другие акционеры комплекса согласились на это, опасаясь вообще потерять доступ к топливозаправщику самого крупного российского аэропорта.

В конце 2002 г. совет директоров "Шереметьево" поручил руководству аэропорта увеличить долю в ТЗК до контрольной. Как пояснил "Ведомостям" представитель МАШ, госчиновники, входящие в совет, были недовольны резким снижением уровня чистой прибыли ТЗК. Так, если по итогам 2001 г. она составила 115 млн руб., то по предварительным итогам 2002 г. - лишь 25 млн руб. "Мы просто не понимаем, почему прибыль падает, когда число заправок самолетов растет", - говорит собеседник "Ведомостей".

Исполнить требование чиновников оказалось не так-то просто. Частные акционеры ТЗК не хотели, чтобы их доли были размыты, и переговоры между ними и администрацией МАШ затянулись. В итоге руководство аэропорта выдвинуло ультиматум. МАШ пригрозил акционерам ТЗК в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды и создать 100% -ную "дочку", которой и могло быть передано все имущество комплекса.

Нынешний срок аренды истекает 6 марта. На этот день было запланировано внеочередное собрание акционеров ТЗК с вопросом о допэмиссии акций в пользу МАШ. Впрочем, собрание может и не состояться. Как рассказал "Ведомостям" замгендиректора МАШ по правовым вопросам Андрей Бубнов, частные акционеры ТЗК уже отказались от конфликта с аэропортом. По его словам, теперь допэмиссии не будет. Аэропорт уже сделал оферту акционерам ТЗК, рассчитывая выкупить часть принадлежащих им акций комплекса по номинальной стоимости - 10 000 руб. за штуку. В этом случае на выкуп акций "Шереметьеву" придется потратить 1,7 млн руб.

Представители акционеров ТЗК подтвердили "Ведомостям", что готовы уступить "Шереметьево" акции заправочного комплекса. "Наш пакет уменьшится, но если ТЗК будет успешно развиваться, то вырастет и доходность вложений", - заявил гендиректор Viens Вячеслав Панасенко. По замыслу МАШ в итоге доля Viens в капитале топливозаправочного комплекса должна сократиться с 6% до 4%, "ЮКОСа" - с 29% до 20%, "Аэрофлота" - с 31% до 25%. Соответственно, пакет "Шереметьево" вырастет с 34% до 51% акций.

Однако договоренность с акционерами ТЗК пока выглядит хрупкой. Партнеры МАШ сейчас вырабатывают встречные условия к аэропорту. Как заявил "Ведомостям" заместитель гендиректора "Аэрофлота" Валерий Особенков, авиакомпания хочет оставить за собой право самостоятельно закупать топливо у других продавцов. По словам Вячеслава Панасенко, Viens настаивает на передаче ТЗК имущества аэропорта в аренду не меньше чем на 25 лет. Наконец, "ЮКОС", как заявил пресс-секретарь компании Александр Шадрин, рассчитывает остаться основным поставщиком горючего для ТЗК и согласен сократить свою долю лишь до 24,5%.

Андрей Бубнов отказался комментировать эти требования до тех пор, пока с партнерами по ТЗК не подписаны окончательные соглашения. Однако представители других акционеров ТЗК подтвердили "Ведомостям", что намерены завершить намеченные сделки по продаже своих акций до 6 марта.