Игры за "решеткой"


В последнее время в научных исследованиях все чаще используются так называемые вычислительные решетки, или сети вычислительных ресурсов (grid-системы). Данная технология предусматривает объединение множества обычных персональных компьютеров в единую распределенную сеть для решения ресурсоемких задач. Однако не исключено, что в ближайшие годы вычислительные решетки найдут применение и в мире компьютерных игр.

В четверг корпорация Sony, создатель игровой консоли PlayStation 2, объявила о заключении сделки с американской компанией Butterfly.net. Предполагается, что в результате сотрудничества будет построена grid-система, использующая вычислительные ресурсы дата-центров IBM.

Grid-системы по вычислительной мощи не уступают суперкомпьютерам, но при этом стоят намного дешевле. До сих пор организационные трудности ограничивали применение этой технологии узкой сферой научных вычислений. Компания Butterfly.net, сотрудничающая с IBM, разработала технологию, с помощью которой можно объединять в сеть до 1 млн компьютеров. По словам генерального директора Butterfly.net Дэвида Левина, эта технология позволяет разрабатывать сложные коллективные игры и запускать их, не заботясь об ограниченности вычислительных ресурсов. При этом к программе смогут подключаться одновременно сотни тысяч игроков в разных концах планеты.

Руководство IBM считает, что игровые вычислительные решетки - весьма перспективное коммерческое применение данной технологии. Создаваемые для этих целей системы будут обладать практически неограниченной масштабируемостью - при значительном увеличении вычислительной нагрузки к имеющейся решетке можно будет без труда подключить несколько дополнительных серверов, которые решат проблему. "Игры традиционно являются одним из самых ресурсоемких приложений, где находят применение самые современные технологии", - говорит Скотт Пенберти, вице-президент по развитию бизнеса сервисного подразделения IBM.

Чарлина Ли, аналитик из компании Forrester Research, указывает, что среди пользователей игровой консоли Sony PlayStation онлайновые игры пока не получили широкого распространения, в то время как примерно 17% семей, обладающих домашними компьютерами, используют сетевые игры. Ли считает, что сделка между Sony и Butterfly.net будет способствовать развитию многопользовательских игр - grid-технология облегчит создание таких программ. В то же время исследователь предупреждает, что рынок сетевых игр относительно невелик. "Участие в распределенной многопользовательской игре требует постоянного внимания, - говорит Ли. - Много ли найдется людей, способных уделять этому достаточно большое время? " В числе разработчиков игрового программного обеспечения, заявивших о своем желании использовать технологию Butterfly.net, можно назвать малайзийскую компанию Sherman 3D. Курт Бенефилд, глава этой компании, сообщил, что она работает над многопользовательской игрой Vibeforce, рассчитанной на grid-среду. Игроки получат возможность подключаться к Vibeforce и выступать в роли одного и того же персонажа, независимо от того, какое устройство они используют - настольный компьютер, PlayStation или PDA. Подписка на Vibeforce будет стоить $9 в месяц. Суммарная экономия на стоимости аппаратной платформы для Vibeforce при использовании решетки Butterfly.net составит 50%, или $1,5 млн в год. (WSJ, 27. 02. 2003, Александр Сафин)