НЕОБЫЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: Деньги - в бутылки


Вино как инструмент инвестиций... Наверное, не существует в мире темы о вине, которая претила бы мне больше этой. Слишком живой и личностной материей является для меня вино. Слишком много несправедливости и настоящих бедствий принес в мир вина подход к нему как предмету антиквариата, моды или финансовому инструменту. Слишком много вина делается сегодня только для того, чтобы понравиться винным журналистам - этим "финансовым аналитикам" винного рынка. Наконец, слишком много денег перетекает в карманы шустрых ремесленников от виноделия, бодро клепающих "супертакие-то" вина на волне рыночной конъюнктуры.

И все же нельзя не признать, что тема эта имеет право на жизнь - раз уж существует она в реальной жизни.

О том, что вино может принести немалое состояние, свидетельствует хотя бы тот факт, что в мире постоянно растет число винных аукционов и, соответственно, количество их участников. Если раньше самые знаменитые аукционные дома Sotheby\'s и Christie\'s устраивали винные торги только в Лондоне, то с начала 90-х гг. XX в. они регулярно проводят аукционы в разных городах США. В последние годы свои коммерческие аукционы появились во Франции, Бельгии, Австралии, в других странах. При этом в лондонских торгах, которые все же остаются самыми крупными, участвуют в основном частные коллекционеры. По свидетельству дома Christie\'s, они составляют около 70% участников. Почему эти люди постоянно продают одни вина и покупают другие, догадаться нетрудно: вино - одно из самых выгодных капиталовложений, какое только можно себе представить. Купив молодое великое вино удачного урожая, уже через 3 - 4 года его можно будет продать по цене, в 5 - 7 раз превышающей первоначальную. И если сегодня бутылка знаменитого Chateau Petrus 1997 г. стоит около $800, то можете сами подсчитать, какова будет ее цена через несколько лет.

Цена на вино в первую очередь зависит от аппелласьона. Это понятие появилось во Франции и является краеугольным камнем системы контроля наименования по происхождению. Ее смысл состоит в признании того факта, что вино рождается на винограднике, что виноградная ягода определяет в конечном итоге качество и вкус вина. От степени престижности аппелласьона и присвоенного данному участку земли класса напрямую зависит стоимость этого участка и, как результат, - цена производимого с него вина. Именно поэтому великие вина Бордо и Бургундии остаются самыми дорогими винами мира и самой привлекательной целью для коллекционеров.

Второй фактор, влияющий на стоимость вина, - это год урожая (винтаж). Цены на вина, созданные в годы лучших урожаев начала - середины XX в., могут достигать просто заоблачных высот. Так, в 1996 г. в Нью-Йорке ящик Chateau Mouton Rothschild 1945 г. был продан за $112 000. Конечно, здесь идет речь о рекордных ценах. Однако и при покупке более молодых вин коллекционеры прежде всего обращают внимание на год урожая. В Бордо лучшими из них считаются 1982, 1985, 1986, 1989, 1990, 1995, 1996 гг.

И еще один фактор. Не последнюю роль в образовании цены на вино, к сожалению, играет мода, которая во много раз увеличивает стоимость вин, не всегда этой стоимости соответствующих. Великие бордо, бургундское Romanee Conti, лучшие шампанские, старые выдержанные портвейны - вина, к которым понятие моды неприменимо, они навсегда заняли место в элите по праву своего происхождения, аппелласьона. Однако существуют еще несколько категорий вин, за которые сегодняшние покупатели готовы выкладывать немалые деньги и в которые, впрочем, не стоит инвестировать. Это прежде всего супертосканские и некоторые американские вина, гордо возглавляющие рейтинги самого чувствительного к моде журнала Wine Spectator. Стоят ли они тех сотен долларов, за которые их выставляют на аукционах? Нет, не стоят. Но спрос определяет предложение. (Впрочем, ничто так не изменчиво, как мода.) Итак, нам в первом приближении стало понятно, в какие вина лучше всего вкладывать сбережения. Теперь нужно выяснить, как добиться того, чтобы эти вина сохранились, улучшили свои качества, а потом и упрочили ваш капитал. Для этого, как и в любом другом бизнесе, сначала требуется потратиться самому, и первой тратой станет винный шкаф или погреб, который обеспечит необходимые условия для хранения вашей коллекции. В зависимости от ваших амбиций это может стоить от $1100 (самый простой монотемпературный шкаф на 150 бутылок) до $30 000 и выше (полностью оборудованный погреб в загородном доме).

Ну а остальные траты придется делать всю жизнь: если вы начнете создавать собственную винную коллекции, то вряд ли когда-нибудь остановитесь - это занятие очень затягивает. В любом случае за первые 200 бутылок стоящего вина вам придется выложить никак не меньше $10 000. А о том, какие именно вина покупать и где, мы расскажем в следующих колонках.

Автор - президент виноторговой компании "Уайтхолл"