Интернет-бизнес поправляется


НЬЮ-ЙОРК - Интернет-компании, пережившие кризис своей отрасли, в I квартале 2003 г., похоже, готовятся объявить о росте доходов и прибыли. Их ожидания контрастируют с общим нынешним состоянием экономики, страдающей от войны и царящей на рынках неуверенности. Компании, занимающиеся исключительно интернет-бизнесом, скажем коммерческими порталами, предоставлением услуг доступа в Интернет или онлайнового поиска, рассчитывают показать весьма благополучные финансовые результаты, существенно превышающие ожидания Уолл-стрит. Причина такого оптимизма кроется в обновленной стратегии этих компаний, ориентированной на реальный спрос. Успеху интернет-бизнеса способствует и возродившийся интерес рекламодателей к онлайновой рекламе, в частности встраиваемой в страницы с результатами поиска. Многие из интернет-компаний в предшествовавшие кварталы уже успели доказать состоятельность своей новой стратегии, выйдя на уровень прибыльности и существенно сократив затраты.

Похоже, и инвесторы поверили, что война - по крайней мере в ближайшее время - не повредит росту числа онлайновых абонентов и объемов рекламы. В результате акции наиболее успешных интернет-компаний, например Yahoo, EarthLink и United Online, в течение последних трех месяцев стабильно росли в цене.

"Бизнес развивается успешно, налаженный механизм работает, - констатирует Сафа Рашчи, аналитик из компании U.S. Bancorp Piper Jaffray. - В сравнении с другими отраслями экономики и другими биржами достижения интернет-бизнеса производят поразительное впечатление". Акции Yahoo за последний год подорожали на 68%, и уверенное развитие бизнеса позволяет предположить, что положительная тенденция сохранится и дальше. "Квартальные результаты Yahoo, скорее всего, будут очень сильными, - говорит Юссеф Сквали, аналитик из First Albany. - Они превзойдут и консенсус-прогноз, и оценки нашей компании. Основу этого успеха обеспечивают активизировавшиеся рекламодатели и такие услуги Yahoo, как поиск с функцией предоставления оплаченных списков - эта функция базируется на механизме, предоставляемом компанией Overture". Укрепление позиций Yahoo привело к тому, что компания стала получать рекламу от компаний, действующих в сфере "традиционной" экономики, - в прежние годы такие рекламодатели сторонились Интернета. Пока их вклад в бизнес Yahoo невелик, однако они уже начали всерьез относиться к тому, что потребители проводят значительное время на популярных интернет-порталах. По словам Лэнни Бейкера, аналитика из Smith Barney, интерес традиционных рекламодателей к Интернету будет сохраняться даже во время военных действий.

И все же аналитики полагают, что в случае, если война окажет долгосрочное негативное воздействие на экономику, это в конце концов скажется и на бизнесе наиболее удачливых интернет-компаний. Другой аналитик, Ричард Фетайко из компании Kaufman Bros., говорит о возможном спаде на рынке онлайновой рекламы турагентств в связи с войной и распространением атипичной пневмонии (SARS). На рекламу отдыха и путешествий приходится 10 - 20% доходов, получаемых от включения оплаченных каталогов в результаты онлайнового поиска. По оценке Фетайко, со времени начала войны в Ираке объем рекламы турагентств сократился на 15 - 20%. Тем не менее аналитик считает, что доходы поисковых служб в этом квартале будут не ниже прогнозов Уолл-стрит, а в последующих кварталах еще повысятся.

Интернет-провайдер EarthLink, в прошлом году зафиксировавший квартальный убыток на уровне 13 центов на акцию, в этом году должен получить нулевую прибыль. Еще одна провайдерская компания, United Online, как ожидается, зафиксирует прибыль на уровне 21 цент на акцию. (DJ, 8. 04. 2003, Александр Сафин)