IBM и Microsoft борются за малый бизнес


НЬЮ-ЙОРК - Гиганты ИТ-отрасли охотятся за мелкой дичью: в среду корпорация IBM анонсировала свою новую инициативу в области поставки программного обеспечения (ПО) для малого и среднего бизнеса. Данный шаг обостряет конкуренцию "голубого гиганта" с корпорацией Microsoft.

Новая стратегия IBM предусматривает продажу таких ключевых программных продуктов, как системы управления базами данных (СУБД) и системы для ведения бизнеса через Интернет, по ценам, на четверть более низким, чем у аналогичных продуктов Microsoft.

IBM, как и другие ведущие поставщики корпоративного ПО, до сих пор ориентировавшиеся в первую очередь на крупных заказчиков, теперь перестраивают структуру своих продаж в расчете на предприятия с числом сотрудников в пределах 1000. Именно эти предприятия считаются наиболее перспективными клиентами, благодаря которым на ИТ-рынке может начаться оживление.

Стремясь усилить свои позиции в секторе ПО для малого и среднего бизнеса, Microsoft в последние годы поглотила две компании, разрабатывающие такое ПО, - Great Plains Software и Navision. IBM борется за этот рынок, предлагая программы собственной разработки. Раньше IBM устанавливала для своего ПО цены примерно на одном уровне с Microsoft, но теперь ситуация изменилась. Так, лицензия на 50 рабочих мест СУБД IBM DB2 Express будет стоить всего $5449 (для сравнения: цена аналогичного пакета Microsoft SQL Server составляет $7967).

"IBM начала очень агрессивную ценовую политику, - говорит Стивен О'Грейди, аналитик из компании Red Monk. - Однако этого может оказаться недостаточно в борьбе с монополией. Многие мелкие и средние компании привыкли покупать продукты Microsoft, и сломать этот стереотип будет трудно".

Завоевать монопольное положение Microsoft помогли вездесущая ОС Windows и широко распространенная СУБД SQL Server. Немалую роль здесь сыграло и решение для мелких предприятий, разработанное в компании Great Plains. Правда, IBM не намерена напрямую конкурировать с продуктом Great Plains: "голубой гигант" специализируется на разработке базового, инфраструктурного ПО, приложения для которого обычно создают компании-партнеры. IBM наверняка удастся привлечь немало таких партнеров из числа разработчиков ПО, находящихся в оппозиции к Microsoft.

Прежний опыт IBM в конкуренции с Microsoft был негативным. В 1990-х Windows вытеснила с рынка конкурирующую ОС IBM OS/2, а программы Microsoft Word и Excel безраздельно доминируют в секторе офисных приложений, оставив далеко позади аналогичные средства 1-2-3 и WordPro производства компании Lotus, которая сейчас входит в состав IBM.

В результате наступил момент, когда IBM фактически прекратила заниматься потребительским рынком, переключившись на крупных корпоративных заказчиков. Однако рост продаж в данном секторе в последние два года был вялым, и "голубой гигант" обратил внимание на более мелких клиентов. В I квартале этого года они принесли IBM $4,3 млрд, или одну пятую всех доходов (рост по сравнению с прошлым годом здесь составил 6% ). Марк Оулетт, вице-президент IBM по продажам ПО, прогнозирует, что вскоре на данный сектор будет приходиться до 54% всех корпоративных ИТ-затрат. (WSJ, 25. 06. 2003, Александр Сафин)