Утешительный приз для Boeing


Американская авиастроительная корпорация Boeing смогла сократить отставание от своего главного европейского конкурента - Airbus. Вчера Boeing объявила о завершении сделки на поставку японской All Nippon Airways 45 самолетов B737-700. на общую сумму около $2,4 млрд.

Подписание контракта с All Nippon Airways, второй по величине японской авиакомпанией, позволит Boeing более чем вдвое увеличить портфель заказов на 2003 г.

Новые B737 должны полностью обновить нынешний авиапарк All Nippon, который сейчас насчитывает 53 машины, включая 25 лайнеров A320. Это означает, что японская компания, по сути, отказалась от эксплуатации самолетов Airbus. Кроме All Nippon, единственной японской авиакомпанией, имеющей в своем парке аэробусы, остается Japan Air System. Однако и она может отказаться от европейских лайнеров: в прошлом году Japan Air System и ее партнер Japan Air Lines образовали единую холдинговую компанию, а флот последней состоит исключительно из самолетов Boeing. Соглашение Boeing и All Nippon примечательно и тем, что это первый случай, когда крупный оператор самолетов А320 отказывается от их эксплуатации в пользу модернизированных самолетов B737.

В свое время Airbus затратила немало усилий, чтобы увеличить число своих машин в флоте All Nippon. Также Airbus рассчитывала, что таким образом ей будет легче наладить сбыт в Японии новой 555-местной модели A380, которая находится в стадии разработки.

Европейские власти пытались защитить интересы Airbus в Японии. В апреле президент Еврокомиссии Романо Проди направил письмо премьер-министру Японии Дзюнитиро Коидзуми. В нем Проди назвал решение All Nippon перейти на эксплуатацию исключительно самолетов Boeing "несправедливым". Но All Nippon заявила, что выбор B737 продиктован исключительно более высокими эксплуатационными качествами американского самолета.

Сделка с All Nippon позволит Boeing несколько сократить свое отставание от Airbus. В ходе последнего Парижского аэрокосмического салона концерн Airbus подписал новые контракты на общую сумму около $10 млрд, включая договор с авиакомпанией Emirates Airlines из ОАЭ на поставку 45 машин A380. А всего с начала этого года портфель Airbus пополнился более чем 200 новыми заказами. Boeing за то же время удалось заключить контракты на постройку всего 86 машин (включая заказ от All Nippon).

По словам гендиректора Airbus Ноэля Форжара, в этом году концерн рассчитывает получить заказы на строительство примерно 250 новых самолетов, а отгрузить - около 300 машин. Таким образом, Airbus по числу поставленных самолетов в этом году впервые может опередить Boeing, который планирует отгрузить около 280 лайнеров. (WSJ, 30. 06. 2003, Владимир Волков)