Нержавейка


Чугунным лбом об капот - рраз! и два! и три! - и ччетыррре! кожа лопнула, глазной протез болтается на металлическом штыре, носовая перегородка - в крошево; и еще раз головой! стоп: завис. Двадцать лет среди киборгов-убийц, три экспедиции в прошлое, множественные дисфункции внутренних механизмов. .. Терминатора пора переделать в роботы-пылесосы, а Шварценеггеру предложить рекламировать циркониевые браслеты. Но сказано ведь было: I'll be back. За все это время он не зачах, не изъюморизировался, не свинтился; не соврал, и вернулся, и сыграл не просто машину, но настоящего кибер-Гамлета.

Нельзя сказать, чтобы все последние 12 лет мировая общественность только и ждала, когда же выйдет продолжение истории о Терминаторе; но все многочисленные интервенции Шварценеггера в искусство кино - "Шестой день", "Конец света", "Возмещение ущерба" - отслеживались пристально и сравнивались с "Терминатором" неукоснительно. И вот режиссер Джонатан Мостоу осваивает $170 млн, и опять Арнольд без штанов скачет по полям, лбом пробивает бетонную стену, палит из базуки, попадает на мужской стриптиз - но даже и в самых идиотских ситуациях выглядит не дубинноголовым мистером мускулом, а настоящим патрицием киберпанка, бесстрастной машиной, которая, хоть ты ей кол на голове теши, уж точно борозды не испортит.

Без Кэмерона, без оригинальных спецэффектов, без остроумной идеи - все получилось. Никакого сюжетного ресурса у Мостоу не осталось - Терминатор уже был и истребителем, и защитником. В третьем фильме Терминатор по-прежнему играет на стороне людей, но на этот раз он - существо слабое, проигрывающее по всем статьям модернизированному, более мощному роботу Т3, Терминатрикс (Кристиана Локен). Эта роковая женщина, жидкометаллическая Настасья Филипповна, в состоянии "перещелкнуть" Терминатора, перепрограммировать его еще раз, опять в убийцу. Когда такой момент наступает, он должен выполнить сразу две команды - "уничтожить объект" и "отменить команду" - Терминатор зависает. Не пропустите эту сцену сомнения, масскультовый апдейт гамлетовского монолога про "быть или не быть"; когда Шварценеггер в истерике бьется о капот - даже смех в зале умолкает. Такого киборга - Гамлета с чугунным рылом - мы еще не видели. В третьей серии нет откровения; зато здесь синтезированы сюжеты первых двух на новом уровне: в Терминаторе теперь борются убийца и защитник, он познает сомнение и - хотя бы и чисто механически - на секунду перестает быть машиной. Увидите, чем все кончилось; сцена великолепная.

Вторая интересная история про Т3 - новый образ будущего. Если в первых двух сериях вселенскую катастрофу удавалось либо отложить, либо отменить вовсе, то здесь от нее таки не удалось отвертеться: Земля взорвется. Этот голливудский отказ от хеппи-энда - в одном из главных блокбастеров не только сезона, но и вообще последних 20 лет - не следует игнорировать: масс-медиа сообщают нам, что Судный день неизбежен. "Завтра - не то, что мы думаем, будущее - не то место, где хотелось бы оказаться". Антропомасса больше не должна рассчитывать на будущее без катастрофы. Единственное, во что можно верить, - в Доброго Цифроамериканца, дигитального гражданина США, который в состоянии уберечь человечество от прямого столкновения с апокалиптическими силами. Наверняка третий "Терминатор" не останется единственным фильмом такого рода - мы увидим еще несколько десятков учебно-профилактических фильмов. После них реальная катастрофа - случившаяся за пределами районного мультиплекса - будет выглядеть не так ужасно, как если бы вы столкнулись с ней впервые.

Все прочее - мелкие претензии или запрограммированные аплодисменты. Главная проблемная зона Т3 - вынесенный в подзаголовок бунт машин, инициированный искусственным интеллектом "Скайнет" с целью захвата власти. Непонятно, с какой стати они, собственно, взбунтовались. Чего они хотят - новых чипов? более частой смены масла? апгрейда? восьмичасового рабочего дня? Понятно, почему восстала посуда у Чуковского - Федора плохо с ней обращалась. А этим-то чего надо?

Что до аплодисментов, то за 170 млн, уж конечно, тут есть на что посмотреть. Это очень зрелищное кино - здесь, к примеру, есть 10-минутная, не меньше, сцена погони, которая наверняка войдет в историю: Терминатрикс на исполинском кране гонится за Джоном Коннором (Ник Сталь) , управляя одновременно и железной махиной и десятком пустых полицейских автомобилей; за всей этой кавалькадой в свою очередь следует на мотоцикле Арнольд - выряженный в кожаную куртку и темные очки.

Все последние экшн-триллеры на удивление быстро забываются, несмотря на новомодные пролеты над бамбуковыми рощами и головоломные прыжки в духе "Матрицы". Не то в "Терминаторе": чугунные болваны бьются между собою по-честному; тяжеловесная грация роботов не позволяет им летать словно каким-нибудь мотылькам или воробушкам. Такие битвы запоминаются надолго - и на 5, и на 10, и на 15 лет. Умирать будете, а про Четвертого терминатора еще вспомните - где он? что с ним? когда уже пришлют его, куда прискачет он голым?