"Олигархи" на допросе


Как стало известно "Ведомостям", в Генпрокуратуру поступила жалоба и на саму компанию "ЮКОС". Неделю назад "Роснефть" обвинила ее в том, что "ЮКОС" похитил 19% акций "Енисейнефтегаза", списав его в реестре на один из своих офшоров Maastrade Limited. В пятницу руководитель пресс-службы "Роснефти" Александр Степаненко сообщил "Ведомостям", что его компания уже успела обратиться по этому поводу в Генпрокуратуру и МВД. В Генпрокуратуре не стали говорить, возбуждено ли уже дело по жалобе "Роснефти" в связи с ее конфликтом с "ЮКОСом", однако руководитель управления информации Леонид Трошин сказал, что подобная жалоба, если она поступила, "будет внимательно рассмотрена".

Председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский подтвердил, что неприятности его соратников с правоохранительными органами связаны с политической борьбой в окружении президента Владимира Путина. Побывав на допросе в Генеральной прокуратуре, бизнесмен постарался успокоить сотрудников компании тем, что проблемы есть только у ее основных акционеров, а самому "ЮКОСу" ничего не грозит.

"Мое мнение - что мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в ближайшем окружении Владимира Владимировича Путина - так Ходорковский в субботу объяснил на томском телеканале "ТВ-2" причины действий Генпрокуратуры, открывшей несколько уголовных дел, связанных с акционерами и сотрудниками "ЮКОСа". - Это начало борьбы за власть, которая должна будет завершиться после выборов в марте. Совершенно очевидно на сегодняшний день, по крайней мере для меня, что Путин победит и получит второй срок. Но при этом кто будет составлять второй эшелон команды, это, конечно, на сегодняшний день вопрос".

Что за "крылья" борются между собой в ближайшем окружении президента, Ходорковский говорить отказался. Но из его дальнейших пояснений (стенограмму интервью опубликовала на своем сайте радиостанция "Эхо Москвы") следует, что, по-видимому, одно из этих "крыльев" претендует на материальные ресурсы владельцев "ЮКОСа". "Мы не один из субъектов в этой борьбе, а один из объектов: стул, стол, компания "ЮКОС", - уточнил бизнесмен.

Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин говорит, что из слов Ходорковского можно понять выработанную им тактику защиты. "Он не хочет идти на обострение, не хочет драматизировать ситуацию, как Владимир Гусинский и Борис Березовский в свое время, Ходорковский хочет компромисса", - считает политолог. И во исполнение этого замысла, по мнению Бунина, Ходорковский старается выводить из числа участников конфликта самого президента, ограничив их круг отдельными чиновниками кремлевской администрации.

А политконсультант Олег Матвейчев из Bakster Group, комментируя заявление Ходорковского, вспоминает Рональда Рейгана, советовавшего в тех случаях, когда испробовано все, но ничего не вышло, говорить правду. "Вот Ходорковский, оказавшись в крайне трудной ситуации, и сказал правду. Пусть и обтекаемо, но сказал то, что все про Кремль давно знали, но при этом никто из людей уровня Ходорковского не говорил об этом публично".

В Томске на заседании правления "ЮКОСа" Ходорковский оговорился, что "ни руководителей компании, ни ее производственно-хозяйственной деятельности это не касается. Это касается отдельных акционеров компании". И добавил, что позиция политического руководства страны была озвучена, и, по его оценке, "эта позиция сбалансирована", передало агентство "Интерфакс".

"Кремль не имеет права вмешиваться в действия суда и следствия, - цитирует источника в кремлевской администрации РИА "Новости". - Обоснованны обвинения в адрес [генерального директора группы МЕНАТЕП Платона] Лебедева или нет, я сказать не могу и не имею права задавать такие вопросы следствию. Эта компетенция не имеет отношения ни к исполнительной, ни к законодательной власти".

До субботы Ходорковский был весьма скуп на публичные комментарии по поводу ареста его соратника Лебедева. Того Генпрокуратура задержала еще 2 июля по подозрению в хищении девять лет назад государственного 20% -ного пакета акций мурманской компании "Апатит" на сумму более $283 млн. В тот же день стало известно еще о двух уголовных делах: Генпрокуратура расследует убийство двух человек, якобы заказанное начальником 4-го отдела службы безопасности "ЮКОСа" Алексеем Пичугиным в 2002 г. , а следственный комитет МВД по настоянию Генпрокуратуры возобновил дело о хищении госпакета акций Восточной нефтяной компании в 1998 г.

Тогда Ходорковский сказал лишь, что все это "похоже на действия "оборотней в погонах" по отношению к ларькам", намекая на аналогию с начавшейся недавно кампанией по борьбе с коррупцией в милиции и МЧС.

В четверг Генпрокуратура напомнила о существовании еще одного уголовного дела - о покушениях в 1998 и 1999 гг. на убийство предпринимателя Евгения Рыбина, безуспешно требующего через суды $180 млн с ВНК, принадлежащей "ЮКОСу".

А в пятницу Ходорковского допрашивали в качестве свидетеля в Генпрокуратуре. Проведя там примерно два часа, он ограничился сообщением, что следователи выясняли обстоятельства дела, "которые уже излагались в прессе".

В тот же день свидетельские показания давал совладелец группы МЕНАТЕП - Леонид Невзлин (по информации "Ведомостей", с ним беседовали о деле Пичугина). Невзлин провел в Генпрокуратуре более пяти часов, а после сказал только, что допрос проходил в нормальной профессиональной обстановке, с перерывом.

А в управлении информации и общественных связей Генеральной прокуратуры лишь сказали, что в пятницу Ходорковского и Невзлина допросили в связи с делом с историей приватизации 20% акций ОАО "Апатит".

"Мне неизвестно о том, что в отношении Ходорковского будут проводиться еще какие-либо следственные действия", - сказал "Ведомостям" адвокат Лебедева Антон Дрель.

Об условиях содержания Лебедева в Лефортовском следственном изоляторе Дрель не смог ничего сказать, заметив лишь, что адвокаты подали следователю ходатайство о проведении комплексного медицинского обследования его подзащитного. Также, по словам Дреля, сегодня адвокаты собираются подать в Мосгорсуд кассационную жалобу на решение Басманного суда об избрании мерой пресечения содержание Лебедева под стражей.

Пока допрашивали совладельцев "ЮКОСа", в офисе реестродержателя "ЮКОСа" - "М-Реестр" - прошел обыск. (см. также статью стр. Б1).