Бизнес у моря


Впервые Дайан Хофмейстер с мужем приехали на Саут-Падре, чтобы провести здесь отпуск. Но они так влюбились в этот остров, расположенный в Мексиканском заливе у южной оконечности штата Техас, что решили перебраться сюда на постоянное жительство. Они продали свой дом в городе Кент, штат Огайо, устроили распродажу в собственном магазине ювелирных изделий, а на вырученные деньги купили в полюбившемся месте дом и открыли новый ювелирный магазин под названием Neptune's Reef.

"Пока все идет прекрасно, - говорит Дайан Хофмейстер. - Здесь намного лучше, чем в Огайо. А кроме того, мне всегда хотелось жить у моря".

Хофмейстер в своих предпочтениях отнюдь не одинока. По данным Census Bureau, плотность населения в прибрежных районах США в 10 раз превышает тот же показатель для континентальных областей. Фактически на побережье проживает уже половина американского населения.

Здесь же, по данным федерального агентства Coastal Zone Management Program, сосредоточено более трети рабочих мест, существующих в американской экономике. На всем побережье Соединенных Штатов насчитывается 190 морских портов, 1915 разгрузочных терминалов, 5000 яхт-клубов и бесчисленное множество мелких предприятий.

Каждый год на морских и океанских пляжах, общая протяженность которых составляет в США 95 000 миль, отдыхает 94 млн американцев. При этом для таких людей, как Хофмейстеры, существует масса возможностей открыть свой бизнес и перебраться сюда насовсем. Многие так и делают, сочетая приятную близость к океану с прекрасной возможностью зарабатывать.

"Многие хотят сюда перебраться", - рассказывает исполнительный директор Центра по развитию мелкого бизнеса в Западной Флориде Лэрри Стрэйн. Сам он живет в городе Пенсакола, штат Флорида. Городок известен благодаря белоснежным песчаным пляжам, расположенным неподалеку военным базам и, по словам Стрэйна, благожелательному отношению к приезжающим сюда предпринимателям.

"Начать новый бизнес здесь легче легкого", - продолжает Стрэйн. Чтобы открыть небольшую компанию, скажем по аренде пляжных зонтов или шезлонгов, достаточно просто купить лицензию, уплатив всего $25.

Компаний, штат которых насчитывает более 500 сотрудников, здесь едва ли больше десятка, рассказывает он. Зато в центр за консультацией регулярно обращаются "новенькие", которые приезжают с континента и хотят открыть здесь собственное дело.

Предпринимателям с континента, открывающим бизнес на побережье, приходится привыкать к местным особенностям. Например, к его сезонности и неравномерности. "Бизнес оживает летом, когда сюда приезжают туристы, - рассказывает Дайан Хофмейстер. - В остальное же время здесь тихо".

Когда туристический сезон подходит к концу, Хофмейстер проводит в магазине совсем мало времени. Вместо этого она занимается созданием новых украшений. При этом ее авторские работы продаются здесь лучше, чем в Огайо. "Такое впечатление, что, приезжая на отдых, люди хотят приобрести что-то совершенно особенное", - говорит она.

Однако не следует думать, что в приморских городах без всякой бюрократии можно начать всякий бизнес. Изабелла Тайханийи, директор школы серфинга для женщин Surf Diva (г. Ла-Холла, штат Калифорния) , рассказала, что контракт, который она подписала с властями штата, занял 100 страниц. Кстати, по условиям этого контракта она обязана отчислять штату 15% своих доходов.

Другой риск, сопряженный с "пляжным" бизнесом, - сюрпризы погоды. Супруги Хофмейстер предусмотрительно не стали закрывать свой магазин в Кенте - на тот случай, если на мирный остров налетит очередной ураган. А вероятность этого, между прочим, весьма высока. По данным National Climatic Data Center, с 1980 по 2001 г. на прибрежные районы обрушилось 15 тропических ураганов, каждый из которых оставил за собой огромные разрушения.

Вот и сейчас, на расстоянии нескольких сотен миль к северу от острова Саут-Падре, набирает силу тропический ураган с нежным именем Клодетт. Впрочем, Дайан Хофмейстер, кажется, это не очень пугает. "Пока у нас стоит изумительная погода", - говорит она. (WSJ, 28. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)