Предпринимателями рождаются


Можно ли научить предпринимательству? Иными словами, можно ли развить у человека так называемую предпринимательскую жилку, если от рождения ее нет?

Многие убеждены, что можно. Согласно подсчетам американского Ewing Marion Kauffman Foundation - фонда по развитию предпринимательства - в том или ином виде курсы по бизнес-образованию читают более чем в 1500 американских колледжей. Более того, в последние годы их число резко увеличилось.

Причин тому несколько. С одной стороны, учебные заведения реагируют на растущее количество молодых людей, амбиции которых простираются дальше позиции среднего менеджера в какой-нибудь корпорации. С другой, по мнению многих лидеров бизнеса и видных ученых, это отвечает интересам национальной экономики, которая, как они полагают, только выиграет, если в стране появится больше хороших предпринимателей.

Фонд Ewing Marion Kauffman выделил $25 млн на поддержку университетов, которым удастся разработать наиболее эффективные проекты по подготовке предпринимателей. Чикагский миллионер Сэм Зелл вместе со своим партнером, ныне покойным Робертом Люри, передали $10 млн Университету штата Мичиган на спонсирование деятельности Института исследования предпринимательства (Institute for Entrepreneurial Studies) , который сейчас носит их имена. А Михаил Полски, иммигрант с Украины, сколотивший состояние на строительстве электростанций, передал Чикагскому университету $7 млн на финансирование Центра предпринимательства (Center on Entrepreneurship) , который теперь тоже носит его имя.

При этом все эти люди уверены, что предпринимательству научить нельзя.

"Если говорить об обучении именно мастерству предпринимательства, - говорит Полски, - я твердо убежден: этому научить нельзя! " Такого же мнения придерживается президент и генеральный директор фонда Kauffmann Карл Шрамм: "Не думаю, что предпринимательству можно научить", - замечает он.

Сэм Зелл формулирует ответ мягче: "Конечно, в этом случае нельзя сказать "Или все - или ничего! " Зелл считает, что финансируемый им институт "помогает людям выявлять имеющиеся у них способности".

Многие успешные и опытные предприниматели убеждены, что обладают неким врожденным качеством, благодаря которому готовы идти на риск, просиживать на работе долгие часы и вести свою команду трудной дорогой к успеху. При этом речь идет о любых ситуациях - будь то рождение новой компании, решение кризисных ситуаций, расширение бизнеса или другие "боевые задачи". На вопрос, способствовала ли учеба в Университете штата Мичиган его успехам в области предпринимательства, Зелл отвечает так: "Нет. Я никогда не связывал свою деятельность в бизнесе с учебой в университете".

"Конечно, за годы учебы в бизнес-школе я узнал много нового о том, как вести бизнес, - рассказывает Михаил Полски, окончивший в свое время Школу бизнеса при Чикагском университете. - Однако успех предпринимателя во многом определяется его врожденными качествами".

Зачем же тогда нужны многочисленные курсы и программы обучения предпринимательству? Дело в том, что правы те, кто, как Сэм Зелл, утверждает: ставить вопрос "или все - или ничего" совершенно неправомерно. Многие обладают способностями к предпринимательству, выраженными в большей или меньшей степени. И эти способности можно и нужно развивать в ходе обучения.

Наиболее талантливых курсы предпринимательства могут подтолкнуть к поступлению в бизнес-школу. А оказавшись там, к своим талантам они смогут добавить много полезных знаний о практике бизнеса и управления компаниями.

Руководитель Kauffman Foundation Карл Шрамм глубоко убежден, что процент неудач в создании новых компаний можно значительно снизить, если подкрепить амбиции и боевой задор начинающего бизнесмена знанием практических основ в области финансирования и управления бизнесом.

Есть и еще один позитивный аспект в обучении молодых предпринимателей, на который указывает Михаил Полски. Некоторые, походив некоторое время на подобные курсы, понимают, что беспокойная, наполненная риском жизнь не для них.

Сэм Зелл считает, что предприниматель должен обладать высокой энергетикой, не признавать такого понятия, как неудача. Он должен быть одинок, обдумывать варианты решений, даже если это не является непосредственно его задачей, он должен быть лидером, готовым к тому, что его существование будет нередко напоминать жизнь на вулкане. Ему необходимо признание со стороны окружающих, а самое главное - он должен понимать, что если в какой-то момент он не сможет принять решение, не опираясь на результаты голосования помощников, то он пропал.

Понятно, что подобные персонажи не слоняются огромными толпами по кампусам бизнес-школ. Напротив, люди, обладающие полным набором таких качеств, встречаются крайне редко. А потому Kauffman Foundation предлагает университетам расширять деятельность в области обучения предпринимательству. (WSJ, 5. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)