Соковый рынок продолжает расти


Потребление соков в России продолжает расти, однако темпы этого роста резко снизились. Если до сих пор соковый рынок увеличивался почти на 40% в год, то в первом полугодии нынешнего года рост составил меньше 20%.

Производство напитков в последние три года являлось одной из самых динамичных отраслей российской продовольственной отрасли. За последние три года, по данным Объединенной финансовой группы (ОФГ) , продажи пива ежегодно увеличивались в среднем на 16% , бутилированной воды - на 28% , соков - на 39%. Но к этому году рост потребления напитков замедляется - например, потребление пива, согласно прогнозам ОФГ, вырастет в этом году лишь на 7%.

В первом полугодии нынешнего года в России выпили 820 - 840 млн л соков и сокосодержащих напитков, сообщили "Ведомостям" в исследовательской компании "Бизнес Аналитика". Эта цифра превышает показатель аналогичного периода 2002 г. на 18 - 19% , отмечают аналитики компании. "В этом году соки будут оставаться одной из самых динамично развивающихся категорий напитков на потребительском рынке", - полагает гендиректор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин.

Не все участники рынка смогли воспользоваться плодами роста. В первом полугодии доля сокового рынка в натуральном выражении, контролируемая крупнейшим игроком - "Вимм-Билль-Данном" (ВБД, основные марки J7, 100% Gold, "Рыжий Ап") , составила 35%. Такие данные приводит "Бизнес Аналитика" по данным исследований в 11 крупнейших городах страны. По данным исследовательской компании, за год ВБД потерял 0,5% рынка. Признав в целом справедливость оценки "Бизнес Аналитики", руководитель сокового направления ВБД Юрий Снегирев не согласился с тем, что доля рынка, занимаемая его компанией, снизилась. Снегирев отмечает, что падение на 0,5% находится в пределах статистической погрешности. ВБД в первом полугодии выпустил на 19,6% больше сока, чем за аналогичный период прошлого года.

На несколько десятых процента - до 22% увеличил свою долю петербургский "Мултон" (соки Rich, "Добрый", Nico) , более чем на 2% увеличил свою долю Лебедянский экспериментально-консервный завод (соки "Я" и "Тонус").

Мнения аналитиков и участников рынка о том, как будет развиваться ситуация на соковом рынке до конца года, разошлись. Согласно оценкам компании Tetra Pak - крупнейшего в мире поставщика соковой упаковки, - до конца нынешнего года в России выпьют 1,8 млрд л сока против 1,6 млрд л в прошлом году (рост за год на 12% ). "Бизнес Аналитика" прогнозирует, что в этом году в стране выпьют 1,75 млрд л сока и общий рост рынка за год составит 18%. В ОФГ также считают, что соковый рынок в этом году вырастет, но, как сообщил "Ведомостям" аналитик этой компании Алексей Кривошапко, в ОФГ годовой рост оценивают в 26%. А Юрий Снегирев из ВБД полагает, что рост потребления соков в этом году не превысит 15%. По мнению Снегирева, потребление соков должно начать стабилизироваться из-за замедления роста доходов населения. Кроме того, по оценке менеджера ВБД, рынок рос слишком быстрыми темпами в последние два года. Гендиректор "Мултона" Александр Критский не согласен со Снегиревым - по его мнению, рынок далек от насыщения. "Мы видим хорошие перспективы развития рынка в течение еще пяти лет", - говорит он.