Европейские бизнес-школы набрали вес


Первое десятилетие этого века может стать эрой господства европейских бизнес-школ. Долгое время Америка была вне конкуренции, но теперь, как считают аналитики, у европейцев появился шанс догнать заокеанских конкурентов. Среди европейских школ при этом лидируют британские - из 35 лучших европейских школ 18 находятся в Великобритании.

Американские школы начинают проигрывать из-за резких колебаний числа абитуриентов и сложностей, которые возникают у выпускников с наймом на работу. Ситуация с европейскими школами более ровная.

Традиционные для выпускников бизнес-школ работодатели, банки и консалтинговые фирмы, принимают на работу гораздо меньше выпускников с дипломом MBA, чем раньше. Европейские студенты оказались более гибкими и упрямыми в поиске работы, и многим из них удается найти ее самостоятельно. По словам Питера Калладайна из лондонской Ассоциации мастеров делового администрирования, все больше обладателей дипломов MBA находят работу в молодых, развивающихся компаниях.

Недавний отчет ассоциации показывает, что обладатели MBA, работающие в небольших и средних компаниях с оборотом $1,6 - 6,3 млн, получают в среднем достаточно солидную годовую зарплату в $110 000.

Рынок труда в Европе оживился - наверное, поэтому здешние бизнес-школы чувствуют себя лучше, чем американские. Одной из причин может быть то, что программа MBA в Европе в большинстве случаев занимает год и обучающиеся могут довольно быстро вернуться на работу.

Хулио Ургел, директор EQUIS, европейской организации, занимающейся стратегическим аудитом и аккредитацией бизнес-школ, - один из главных сторонников однолетнего срока обучения.

"С моей точки зрения, однолетняя программа более эффективна", если принять во внимание и затраты, и карьерные сложности, связанные с двухлетней программой, говорит Ургел.

Но главным преимуществом европейских школ Ургел считает их разнообразие и возможность "выбора между разными странами и программами". Именно из-за этого программы MBA в Европе больше соответствуют потребностям абитуриента.

Европейские школы, по его словам, отличаются и большим разнообразием методологических подходов.

По словам Имонна Уолша, декана бизнес-школы Smurfit при дублинском University College, европейские программы MBA более эклектичны и это идет на пользу студентам. Несмотря на то что программы в школах разных стран мало отличаются друг от друга, европейская модель - более "творческая", считает Уолш.

Ургел описывает американскую модель обучения как стремящуюся к "стандартизации", но это достаточно мягкое определение. Валери Готье, профессор межкультурного менеджмента в школе HEC School of Management в Париже, называет США "монокультурной" страной.

И хотя культура США - сплав многих культур, у американцев гораздо больше общих черт, чем различий. Поэтому и программы MBA в разных школах очень похожи друг на друга, говорит Готье.

С ней соглашается Уолш: "Несмотря на то что в США много иностранцев, и программы MBA, и культура в общем остаются американскими. Ведущие европейские школы гораздо более интернациональны, чем американские".

США пострадали в результате последнего экономического спада намного больше, чем Европа. Многие выпускники-американцы не смогли получить работу, на которую рассчитывали. У выпускников американских школ из других стран практически не было возможности получить работу в Америке. В результате, по словам Готье, американские программы MBA во всем мире значительно сократились. В этой ситуации европейские школы могут значительно выиграть за счет интернационализации. Например, примерно половина студентов Smurfit из Соединенного Королевства хотя бы год работали за границей. По словам Уолша, американские школы вряд ли смогли бы похвастаться тем же самым.

Американским школам сложно сравниться с европейскими и по разнообразию представителей разных национальностей. В большинстве школ Европы представлено больше 20 национальностей, а в Insead, у которой филиалы в Фонтенбло под Парижем и в Сингапуре, - все 75. Ни одна из национальностей не составляет более 10% всех учащихся и поэтому не может преобладать над другими.

Интернационализации способствуют и союзы между разными школами. Это, в частности, Trium, совместная программа LSE, Stern и HSE, и OneMBA, совместная программа Chinese University of Hong Kong, бразильской FGV-EAESP, мексиканской Tec de Monterrey, роттердамской RSM и Kenan-Flagler Business School при Университете Северной Каролины. Эти программы существуют относительно давно, но в последние несколько месяцев появились и новые. В июне пражская CMC Graduate School of Business объявила о совместном проекте с American Graduate School of International Management. В свою очередь, Enterprise LSE, коммерческий факультет Лондонской школы экономики и политологии, сообщила о совместной программе с Duke Corporate Education в Северной Каролине.

Альянсы образуются и внутри Европы. В августе прошлого года был запущен совместный проект Warwick Business School, Essec и School of Business Administra- tion германского университета Mannheim.

Постоянно увеличивается влияние CEMS, ассоциации европейских бизнес-школ, сейчас в нее входят 50 партнеров из разных стран и 17 учреждений высшего образования.

Так пришел ли конец преобладанию американских программ MBA на рынке? Готье уверена, что это именно так. "У нас в игре [против американских школ] есть большой козырь, - говорит Готье. - Наступила эра европейских программ MBA, мы, европейцы, больше адаптированы к жизни в XXI в. ". Европа, с ее богатой культурой, способностью к динамичному развитию, желанием понять потребности рынка и удовлетворить их, может дать больше будущим обладателям MBA.

В США реформа программ MBA практически не проводится, в то время как многонациональная Европа стремится к многообразию в подходах к обучению. Поэтому ее бизнес-школы постоянно обновляют свои программы.

Готье собирается запустить новую программу в HEC, которая будет включать и традиционные, и новые, экспериментальные методы обучения.

То, что Европа нашла свою собственную модель программ MBA, - естественно. Континенту, с его транснациональными корпорациями, партнерствами и слияниями, нужен свой подход к MBA.

Но станет ли европейская модель доминирующей, пока неизвестно. Возможно, учитывая то, что европейские программы рассчитаны на год, они сегодня пользуются большей популярностью. Но какими бы ни были причины этой популярности, американским школам, очевидно, необходимо задуматься и более внимательно изучить опыт коллег из Европы. (FT, 8. 09. 2003, Кирилл Корюкин)