Спасите бортинженера!


Во время очередного рейса самолета "Конкорд" в Нью-Йорк бортпроводники, как обычно, разносили лобстеров и жареных цесарок на серебряных тарелочках и шампанское, а бортинженер Уоррен Хейзлби, как обычно, не отрывал глаз от сотен датчиков и тумблеров. Ему некогда было перекусить - нужно было постоянно следить за балансом топлива в 13 баках "Конкорда", чтобы самолет успешно долетел до пункта назначения.

Хейзлби осталось недолго мучиться. British Airways запланировала последний рейс "Конкорда" на 24 октября. Air France списала эти самолеты еще в мае. Вместе с "Конкордом" уйдет и профессия бортинженера. Это самая неромантичная работа на самом романтичном самолете в мире. Вместо неба бортинженер видит перед собой приборы. Раньше без третьего человека в кабине, который отвечает за нормальное функционирование всех систем самолета, полеты были невозможны. Но в облике героев в отличие от пилотов бортинженерам не суждено было предстать. А в последнее время их постепенно вытесняют новые технологии.

"Мы - Золушки в мире авиации, - вздыхает Хейзлби. - Даже наши друзья толком не знают, чем мы занимаемся". А занимаются бортинженеры слежением за работой гидравлических систем и электросистем самолета и двигателей.

Из всех самолетов на "Конкорде" у бортинженера больше всего работы: приборов, которыми он должен управлять, на этом самолете в четыре раза больше, чем на обычном аэробусе.

С тех пор как началась эпоха лайнеров, число людей в кабине постоянно сокращалось и по экономическим причинам, и благодаря развитию технологий. Сначала их было пять, а сегодня на большинстве самолетов только два - пилот и помощник.

20 лет назад, по данным консалтинговой фирмы BACK Aviation Services, небеса бороздили 3469 самолетов с экипажем в три человека. К июлю этого года их осталось 660 - в основном это Boeing 727 и 747, принадлежащие малоизвестным пассажирским и грузовым авиалиниям вне США.

"Нас полностью заменили компьютеры", - говорит Хейзлби.

Он стал главным бортинженером BA в 1993 г. , под его началом тогда находились 700 человек. Они управляли такими самолетами, как Lockheed L-1011, Douglas DC-10 и первыми моделями Boeing 747. Сегодня все они списаны. В BA кроме Хейзлби остались только 10 бортинженеров, все они летают на "Конкордах".

Для 52-летнего Хейзлби расставание с "Конкордом" особенно болезненно - его отец работал на заводе, где их строили. Кроме того, инженер, проработавший на BA 36 лет, был последним человеком, получившим сертификат бортинженера "Конкорда" 24 октября прошлого года, ровно за год до того, как самолет перестанут эксплуатировать. Новая должность была на ступеньку ниже поста главного бортинженера, но зато Хейзлби смог осуществить свою давнюю мечту.

Последние три года, оставшиеся ему до пенсии, Хейзлби проведет в кабинете в офисе BA. Но еще три недели он будет находиться в своем кресле бортинженера, которое установлено на 1,5-метровой платформе, позволяющей двигаться влево и вправо, чтобы видеть перед собой сразу все приборы и рычаги управления. Это 365 кнопок и переключателей, 95 экранов и 100 лампочек сигнализации, которые занимают все пространство от пола до потолка. Приборов так много, что, для того чтобы уместить их все на одном пульте, некоторые экраны приходилось делать размером с циферблат часов. Небольшие дисплеи были в моде в середине 1960-х, когда разрабатывался "Конкорд".

Работа Хейзлби начинается примерно за час до взлета. Сгибаясь в три погибели или вытягивая шею, он проверяет все до одного приборы - так положено по правилам. У пилотов в это время есть возможность поболтать с пассажирами, потягивающими шампанское, или попить чаю с булочкой в комнате для отдыха.

"Уоррену достается самая тяжелая работа", - говорит командир корабля Лез Броуди. А как только "Конкорд" начинает взбираться на заданную высоту полета - 18 000 м, Хейзлби не отрывается от приборов. Когда самолет набирает максимальную скорость, которая в 2 раза выше скорости звука, он начинает проверять "запасные механизмы дублирующих механизмов резервных механизмов всех систем". Но его главная функция во время полета продолжительностью 3 часа 20 минут - перекачивать топливо из одних баков, расположенных в дельтавидных крыльях самолета, в другие, изменяя центр тяжести. Без этого самолет быстро потеряет управление.

После "Конкорда" новых сверхзвуковых самолетов производить не планируется. Новый 650-местный A380 компании Airbus сможет обслуживаться экипажем из двух человек в течение всего полета, длящегося целый день. Но Хейзлби верит, что его профессия не умрет. На лайнерах, рассчитанных на сверхдолгие перелеты, будет установлено так много новейшего оборудования, что все равно понадобится "человек в белом комбинезоне", чтобы контролировать его работу. "Его, конечно, оденут в красивую форму, но через 10 - 20 лет все равно станут называть бортинженером, - говорит Хейзлби. - Мы вернемся". (WSJ, 1. 10. 2003, Кирилл Корюкин)