Игра Nokia стоила свеч


СИНГАПУР - В прошлом году, когда Nokia анонсировала модель сотового телефона N-Gage, обладающего функциями игровой консоли, скептики предрекали финской компании много трудностей в связи с жестокой конкуренцией японских производителей, прежде всего Nintendo. Однако за прошедшее время Nokia удалось привлечь к своей новинке внимание многочисленных розничных торговцев, обозревателей и разработчиков игровых программ. В результате октябрьский дебют N-Gage может оказаться неожиданно успешным.

Одно из преимуществ N-Gage обусловлено применением сетевых технологий для организации игровых сообществ. "Если Nokia сумеет подобрать достаточное число увлекательных игр, в полной мере использующих коммуникационные возможности этого устройства, у новинки будут хорошие шансы", - считает Кен Хайерс, аналитик из американской компании In-Stat/MDR.

Рынок будет очень пристально следить за развитием проекта N-Gage. Совсем недавно Nokia представила план реорганизации своей бизнес-модели, призванный повысить прозрачность компании для инвесторов, в частности предоставить более четкую перспективу новых разработок вроде N-Gage.

Игровые программы для N-Gage будут распространяться на специальных картах памяти - во многом это будет похоже на то, как продаются картриджи для игровой консоли Game Boy Advance компании Nintendo. Но в отличие от Advance устройство N-Gage оснащено адаптером беспроводной связи Bluetooth. Данная технология позволяет участвовать в игре сразу нескольким пользователям, находящимся друг от друга на расстоянии до 10 м. При этом обеспечивается воспроизведение достаточно сложных игр в режиме реального времени. Кроме того, пользователи смогут по беспроводной сети "сбрасывать" свои ходы и результаты на Web-сайты, а затем загружать сохраненную информацию для возобновления игры. Практически все игры, созданные для N-Gage, задействуют сетевые возможности нового устройства.

У N-Gage есть неоспоримые достоинства, однако японская компания Nintendo пока не проявляет особого беспокойства по поводу нового конкурента. На стороне Nintendo - солидный накопленный капитал, огромная армия пользователей и уже сложившееся доминирующее положение на рынке. "Идея превратить сотовый телефон в игровое устройство не нова, - замечает Ясухиро Минагава, представитель Nintendo. - NTT DoCoMo уже много лет подряд предлагает своим абонентам услуги по загрузке игр. Когда этот проект начинался, некоторые обозреватели прогнозировали, что мобильники NTT DoCoMo вытеснят игровую консоль Game Boy с рынка. Но этого не случилось".

Впрочем, проекты вроде N-Gage и игровых телефонов NTT DoCoMo могут оказаться вполне успешными и при этом не затронуть серьезно позиции Nintendo. "Прежде всего отметим, что целевая аудитория N-Gage - игроки в возрасте от 18 до 25 лет, - говорит Лорен Шустер, директор подразделения развлекательных продуктов в азиатско-тихоокеанском офисе Nokia. - Устройство Nintendo ориентировано на детей младшего возраста".

"Проведенный опрос среди детей показал, что очень немногие из них хотели бы стать абонентами и пользователями N-Gage, - утверждает Кен Хайерс. - Другое дело - тинейджеры, обожающие сотовые телефоны. Им очень импонирует возможность поиграть с помощью телефона, устройства, которое в любом случае всегда при них". Подобную возможность Nokia продемонстрировала еще в 1997 г. , предложив простенькую, но занятную игру "Змейка". Впоследствии эта игра стала одной из самых популярных.

Если сравнивать совокупные клиентские базы двух конкурентов, то Nokia имеет значительное преимущество. За всю историю существования Game Boy Nintendo удалось продать порядка 118 млн этих консолей. Между тем объем продаж телефонов Nokia только в прошлом году составил 152 млн штук. По оценке In-Stat/MDR, в ближайшие пять лет число сотовых абонентов увеличится на 931 млн. Если хотя бы небольшая часть этой армии выберет модель N-Gage, успех новому устройству будет обеспечен. Правда, препятствием здесь может стать высокая цена - N-Gage стоит порядка $420. (WSJ, 2. 10. 2003, Александр Сафин)