Другая реформа


Новые крупные акционеры РАО "ЕЭС России" и его "дочек" пытаются усилить свое влияние на ход реформы электроэнергетики. Как стало известно "Ведомостям", теперь миноритарии хотят сами проектировать будущую структуру отрасли, а не выполнять волю менеджеров РАО. Поддержит ли их государство, станет ясно на ближайшем заседании совета директоров.

В стратегии развития РАО "ЕЭС России" (план "5 + 5") сказано, что бизнес всех региональных энергокомпаний необходимо разделить на генерацию, сети и сбыт, а затем выделенные компании объединить с аналогами из соседних регионов. Конкретную конфигурацию объединений совету директоров РАО должны предложить менеджеры энергохолдинга. Этот план был одобрен в мае, но с тех пор структура акционеров и состав совета директоров РАО ЕЭС изменились. Появились крупные акционеры и у региональных энергокомпаний: в основном ими стали российские финансово-промышленные группы.

Группа МДМ контролирует более 10% акций РАО ЕЭС и крупные пакеты акций в 13 АО-энерго. Несколько процентов акций РАО и одно место в совете директоров есть у "Базового элемента". Около 3% - у "Евразхолдинга". Группе "Ренова" принадлежат блокпакеты акций пяти региональных энергокомпаний. Столько же у "ЮКОСа". Структуры "ЛУКОЙЛа" купили блокирующий пакет акций "Волгоградэнерго" и долю в "Астраханьэнерго" и "Нижновэнерго".

Вложив сотни миллионов долларов в скупку акций энергокомпаний, новые акционеры начали предлагать свои варианты реформы. Коррективы в планы РАО ЕЭС уже пытались внести группа МДМ, Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания и председатель комитета по стратегии и реформированию при совете директоров РАО, директор Нalcyon Advisors Дэвид Херн. Как стало известно "Ведомостям", миноритарии нашли компромиссный вариант, который предложили "портфельщики" и поддержали "олигархи". Завтра его рассмотрит комитет по стратегии и реформированию, а 31 октября - совет директоров.

В повестке дня заседания этот вопрос сформулирован как "создание ТГК путем соучреждения", а суть его в том, чтобы позволить акционерам региональных энергокомпаний самим решить, как объединять электростанции АО-энерго в крупные территориальные генерирующие компании (ТГК). Миноритарии нескольких АО-энерго, владеющие блокпакетами, должны заявить РАО о желании объединить генерирующие активы в одну ТГК. Одобрять же эту конфигурацию будет совет директоров РАО.

Всем опрошенным "Ведомостями" представителям миноритарных акционеров - и портфельных и стратегических - новая схема создания ТГК очень нравится. "Она позволит сразу создать крупные операционные компании, это приведет к росту капитализации РАО и его "дочек", - объясняет Херн. Согласен с этим и исполнительный директор Vostok Nafta Сеппо Ремес. По его мнению, схема не противоречит плану "5 + 5" Представитель одной из нефтяных компаний заявил, что такой вариант не наносит никому вреда и дает инвесторам возможность самим договориться о конфигурации ТГК. Вице-президент "Евразхолдинга" Дмитрий Говоров видит главный плюс схемы в том, "что вектор принятия решений переносится с РАО ЕЭС на миноритариев". А Херн подчеркивает, что новая схема гораздо прозрачнее: "Всегда была вероятность того, что олигархи поделят между собой активы, а новая схема выносит процесс на свет".

Тем не менее вице-президент департамента исследований банка "Траст" Андрей Зубков видит в этом опасность образования монополий. "Стратегические инвесторы просто объединят собственные активы. Я практически уверен, что за Байкалом свободного рынка не будет - там наверняка будет только одна тепловая компания, которую получит МДМ, и государственные гидростанции", - объясняет Зубков. Это же беспокоит и чиновников. Источник, близкий к одному из госпредставителей в совете директоров РАО, говорит, что государство должно знать собственника ТГК, и выдвигать ему условия. "Например, если новая энергокомпания состоит в основном из угольных станций, а контролировать ее будет группа МДМ, владеющая крупнейшей в стране угольной компанией "СУЭК", то государство может потребовать от МДМ продать угольный бизнес", - объясняет чиновник.