Народное творчество


"Проект "Мы" приобрел уже около 40 решений, сгенерированных на E-generator. Правда, пока реализована только одна идея - сценарий для мультфильма. Впрочем, некоторые компании используют авторов биржи не столько для получения готового варианта, сколько как источник маркетинговой информации. "Обычно нужно не меньше трех фокус-групп, каждая стоит около $800, и очень много мороки: нужно отбирать людей, снимать помещение. А тут вроде все хорошо укладывалось в $200 - 300, и это заняло около недели", - говорит Александр Садыков, руководитель отдела маркетинга корпорации "Сибирское здоровье", производящей биологически активные добавки.

Проект E-generator.ru существует лишь несколько месяцев, в его рамках выполнено 73 заказа. Однако основатель и главный редактор этого сайта Юрий Белоусов считает, что ни одно рекламное агентство не может предложить такой выбор свежих идей для новых брэндов, слоганов, сценариев и прочей креативной продукции, как E-generator.ru.

Штаб-квартира виртуальной биржи идей E-generator находится в Новосибирске. Идеи для нее поставляют более 2000 авторов, большинство из которых никогда не работали в рекламе. Слоганы и сценарии придумывают служащие банков и страховых компаний, менеджеры по продажам, системные администраторы, инвалиды, пенсионеры и студенты. "Наши авторы все мыслят по-разному, потому что все они из разных мест", - говорит Юрий Белоусов. В этом он видит конкурентное преимущество своей биржи.

Из-за постоянного потока заданий профессиональные креативщики порой начинают мыслить стереотипно, рассуждает 27-летний Юрий Белоусов. "Когда я работал в рекламном агентстве, - вспоминает он, - мне как-то приходилось писать рекламу для маргаринов: сегодня для одного маргарина, завтра для другого маргарина, послезавтра для третьего. И уже начинали появляться навязчивые мысли".

Новосибирская рекламная группа "Мелехов и Филюрин", в которой до создания своего бизнеса работал Белоусов, сейчас один из его заказчиков. Но большинство клиентов E-generator находятся за пределами Сибири: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. Есть и зарубежные заказчики - в Польше и Латвии. Стать клиентом биржи легко на расстоянии: сначала нужно зарегистрироваться на сайте, заполнив короткую анкету. Потом менеджер биржи связывается с заказчиком, уточняет заказ и пересылает договор для подписания.

По получении подтверждения перевода денег задание рассылается авторам или помещается на сайте. По словам Белоусова, в течение первого получаса может прийти 50 - 60 идей. Из последних заданий: название новой линейки соков ООО ТК "Тагарская" (предложено 316 решений) , идея телевизионной передачи с Ириной Апексимовой (54 решения) , предвыборный слоган для КПРФ (123) и название моторного масла (332) для рекламного агентства под кодовым названием "Х". (Многие клиенты не хотят, чтобы об их планах было известно всем. Поэтому доступ к основной части информации получают лишь авторы, заработавшие высокий рейтинг. ) Однако многие специалисты к подобным виртуальным проектам относятся скептически. "Такого рода вещи были популярны во время интернет-бума середины 90-х гг. Сегодня романтиков гораздо меньше. Я не думаю, что концепция биржи идей имеет будущее", - говорит Борис Лобзов, менеджер консалтинговой компании Accenture.

Однако создатель E-generator считает, что российский клиент созрел для его интернет-биржи лишь недавно. Идея пришла ему в голову три года назад. Тогда Белоусов, физик-теоретик, выпускник Новосибирского государственного университета, работал в Москве в качестве автора юмористической передачи "Бис" на ТВ-6. Иногда ему не хватало собственного творческого заряда и он с тоской вспоминал о студенческих годах, когда всяческих идей было в избытке (Белоусов, кстати, был президентом студенческого клуба "Квант", аналога КВН). Однако студентов, которых переполняют идеи, по всей стране очень много, и было бы неплохо сделать сайт, на котором выставлялись бы заказы, над которыми мог "думать весь Интернет". "Но тогда Россия не была к этому готова", - говорит Белоусов. Такая услуга могла быть ориентирована на малый и средний бизнес, объясняет он, а Интернет три года назад в нашей стране еще не был обычным инструментом для компаний этого масштаба.

Однако в конце прошлого года Белоусов, к тому времени совладелец небольшой продюсерской фирмы, понял, что время пришло. На проект требовалось несколько тысяч долларов. После ряда неудачных попыток найти инвестора Юрию удалось убедить гендиректора новосибирской компании - производителя леденцов ООО "Росси" Юрия Шишкина. За 50% -ную долю в проекте тот согласился ежемесячно вкладывать $1000. Отдельного штата у E-generator пока нет - контакты с клиентами, бухучет и прочие функции осуществляют сотрудники продюсерской фирмы.

Для рекламы биржи Белоусов задействовал свои связи в Интернете (он автор еще одного интернет-сайта - ZaSHiBiS.Ru) , попросив знакомых разместить на своих сайтах статьи о новом проекте. В первый же месяц у биржи было почти 300 авторов. Одним из первых победителей стал технический директор крупного завода в Тюмени, придумавший название для канцелярского магазина - "Настольные технологии".

Стандартная цена выполнения заказа по генерации идей - $200. Биржа оставляет себе половину суммы, остальное распределяется между автором победившего варианта и наиболее активными участниками. Впрочем, для многих участников деньги не главное. Владимир Казачков, ведущий специалист страховой компании "РК-Гарант", говорит, что для него это прежде всего возможность реализации творческого потенциала. Раньше он мог реализовать его в науке (Казачков - кандидат медицинских наук) , сейчас с этим сложнее. Зайдя как-то на сайт E-generator.ru Казачков увидел предложение придумать название для магазина. "Это было просто. Я подумал, почему бы не попробовать? А потом затянуло", - рассказывает он.

В среднем процесс генерации занимает две недели, в течение которых заказчик может корректировать задание. Но биржа зарабатывает не только на собственно генерации. Если какие-то идеи ему понравились, он может их приобрести, и E-generator тогда доводит до ума выбранные варианты. За все время существования сайта доход составил $30 000 при вложенных $9000. В августе был сильный спад, но два месяца проект работал с прибылью. Белоусов не считает, что конкурирует с традиционными агентствами. Главное отличие - E-generator не берет на себя выбор окончательного варианта. "Выбор - это тоже работа, и очень ответственная", - говорит Белоусов.

"Сначала, конечно, очень странно было, что все будет происходить где-то в Интернете. Но мы получили около 60 вариантов роликов! " - говорит Виктория Эмсон, консультант по рекламе латвийской телекоммуникационной компании Telenets, для которой авторы E-Generator придумывали сценарии аудиороликов, продвигающих телефонные карты. Telenets требовались веселые ролики, которые "были бы интересны как анекдот на тему фирмы". Три понравившихся сценария перевели на латышский. Telenets уже запустил первый ролик на обоих языках, на очереди - следующий.

Услугами биржи пользуются также рекламные и вообще креативные компании. Небольшим фирмам это позволяет не нанимать дополнительных сотрудников. " Через этот ресурс можно получить поистине любопытные идеи, - считает Константин Серебряков, гендиректор московской продакшн-студии "Проект "Мы". - Например, для последней выставки нам предложили установить на нашем стенде барабан. По мысли криэйтора с E-generator.ru, крутящийся барабан символизирует современное развитие российского кинематографа. Идея нам очень понравилась, но мы не стали ее использовать из-за того, что на выставочном стенде было недостаточно места".

Серебряков из "Проекта "Мы" уверен, что у E-Generator большое будущее. Он даже предлагал его владельцам купить долю в проекте, но стороны не сошлись в цене. "Я уверен, что у компании будут последователи. От прародителя они будут отличаться тем, что будут специализироваться в какой-то узкой области", - говорит Серебряков.