Реформы стоят


Международный валютный фонд (МВФ) второй раз за осень повысил прогноз роста российской экономики. Но, сообщив, что ВВП России вырастет в этом году на 6,25% , эксперты МВФ упрекнули российское правительство за ослабление бюджетной политики и замедление структурных реформ. Экономисты разделяют озабоченность фонда.

Весной этого года МВФ предсказывал, что российский ВВП вырастет в 2003 г. лишь на 4% , а в сентябре в его очередном обзоре состояния мировой экономики прогноз был повышен до 6%. Миссия фонда, работавшая в Москве 2 - 10 октября, объявила по итогам визита, что российский ВВП вырастет в этом году на 6,25%. Прогноз на 2004 г. миссия оставила без изменений на уровне "примерно 5% исходя из предположения о некотором снижении цен на нефть на мировом рынке", говорится в итоговом заявлении миссии МВФ. Платежный баланс России в будущем году, считают в МВФ, останется сильным, а возобновившийся в последнее время отток капитала из страны прекратится в связи с "ужесточением монетарных условий", прекращением предвыборной нервозности и "недавним присвоением внешнему долгу России инвестиционного рейтинга".

Впрочем, миссия МВФ обнаружила в России не только экономический бум, но и ухудшение качества экономической политики. За последние два года бюджетно-налоговая политика в России "существенно ослабла", а проект бюджета-2004 не предусматривает ее ужесточения. Озабоченность МВФ вызывают и "преимущественно низкие темпы" банковской и административной реформы, реформирования естественных монополий и госслужбы.

В российском Минфине с претензиями МВФ не согласны. По словам официального представителя министерства Юрия Зубарева, "следует говорить не об ослаблении бюджетно-налоговой политики, а об уменьшении налоговой нагрузки на предприятия. "В 2003 - 2004 гг. нам удалось добиться ненаращивания непроцентных расходов по сравнению с 2002 г. , - говорит Зубарев. - В дальнейшем будет обеспечено их снижение".

Независимые эксперты разделяют озабоченность МВФ. "Последние два года действительно происходит ослабление бюджетной политики, - говорит научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. - На 2004 г. , правда, запланировано некоторое снижение доли непроцентных расходов, но неизвестно, удастся ли это реализовать. Наметившуюся в последние два года опасную тенденцию в области бюджетной политики развернуть будет трудно". Согласно проекту бюджета-2004, непроцентные расходы в будущем году составят 12,64% ВВП по сравнению с 13% ВВП, запланированными на этот год. Впрочем, неделю назад правительство согласилось с предложением думских центристов об увеличении непроцентных расходов на 69 млрд руб. Антон Струченевский из "Тройки Диалог" говорит, что долю непроцентных расходов в ВВП в следующем году "можно было бы сократить и более радикально". Однако главный экономист Brunswick UBS Эл Брич считает, что критики правительства не правы. "Бюджет в предвыборный год и так исполняется с профицитом, - говорит Брич. - Ожидать еще более жесткой политики было бы нереалистично".

Покидая Москву, миссия МВФ призвала Россию добиться к концу 2004 г. снижения инфляции до 8%. "Это потребует большей ориентации кредитно-денежной политики на контролирование инфляции, допуская при этом большую подвижность валютного курса", - говорится в итоговом заявлении фонда. Завуалированный призыв МВФ не опасаться укрепления курса рубля не вызвал восторга у российских экономистов. "Предсказуемость [валютного] курса не менее важна для экономики, чем сдерживание инфляции", - говорит Гурвич. Брич называет нынешнюю политику российского ЦБ превосходной.

А вот выводы МВФ о замедлении структурных реформ эксперты поддерживают. "Темпы реформ снижаются по мере того, как затухает импульс к их проведению, приданный кризисом 1998 г. и приходом к власти нового кабинета в 2000 г. ", - говорит Гурвич. "Было бы неплохо, если бы после выборов реформы оживились", - соглашается Брич.

"Мы тоже недовольны низкими темпами структурных реформ в 2003 г. по сравнению с 2001 - началом 2002 г. ", - признается первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов. По его словам, замедление это вызвано предвыборным сезоном. "Эксперты МВФ это понимают, но рассчитывают, что с апреля реформы оживятся, - говорит Шаронов. - Мы тоже на это рассчитываем".