Гарантий не надо


Авиастроительная корпорация Boeing готова пойти на беспрецедентный шаг - начать производство нового самолета без гарантированных заказов от американских авиаперевозчиков. Новую модель 7E7 компания намерена продавать японским Japan Airlines и All Nippon Airways, для которых она даже готова разработать специальную модификацию самолета. Всю эту спешку Boeing затеяла для того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе европейской EADS.

Рискованный шаг Boeing связан с тем, что компании необходимо обновить модельный ряд, состоящий из устаревающих 757-й и 767-й моделей. Другой причиной является разработка европейским концерном EADS новой сверхбольшой модели Airbus. По расчетам наблюдателей, EADS должен в этом году впервые опередить Boeing по объемам продаж самолетов. Между тем американские авиакомпании пока не желают тратить средства на новые лайнеры в то время, когда дела в отрасли обстоят не лучшим образом.

Поэтому Boeing предложила новый лайнер 7Е7 на 200 мест двум крупнейшим японским авиаперевозчикам, Japan Airlines и All Nippon Airways. Сейчас они также испытывают трудности, связанные с бушевавшей в Азии эпидемией атипичной пневмонии. Но пережить неблагоприятную конъюнктуру рынка им помогает финансовая помощь японского правительства.

Всего Boeing планирует произвести до 3000 7Е7. Предполагается, что первые самолеты будут введены в эксплуатацию в 2008 г. По словам источника, хорошо знакомого с ситуацией в компании, в сентябре президент и генеральный директор подразделения Boeing по производству коммерческих самолетов Алан Мулэлли встречался в Токио с руководителями Japan Airlines и All Nippon Airways. Представители последних подтверждают свою заинтересованность в проекте. "Конечно, идея 7Е7 вызывает у нас интерес", - говорит сотрудник Japan Airlines Джеффри Тьюдор.

Мулэлли поехал в Токио за несколько месяцев до того, как Boeing планировала начать переговоры о продажах модели 7Е7. Это подтверждает решимость Boeing построить новый самолет. Однако решение разрабатывать новую модель без договоренностей с американскими клиентами выглядит рискованным. Ранее, создавая 737-ю и 777-ю модели, Boeing тесно сотрудничала с одной-двумя крупнейшими американскими авиакомпаниями. Обычно такая совместная работа позволяет будущим покупателям влиять на процесс сборки самолета. Так, в попытках уговорить потенциальных покупателей Boeing планирует поручить японским компаниям престижную работу по сборке крыльев для нового лайнера.

По словам источника, знакомого с проектом Boeing, интерес японских авиаперевозчиков к 7Е7 может дать неоднозначный результат. Дело в том, что обеим компаниям самолет нужен для сравнительно коротких внутренних маршрутов. В то же время Boeing позиционировала 7Е7 как замену устаревающим самолетам, выполняющим дальние международные рейсы.

Кроме того, сконструированный с учетом пожеланий японских клиентов самолет может не отвечать требованиям других потенциальных клиентов. Однако в компании считают, что в результате могут получиться три различные модификации 7Е7: японский вариант, самолет для более дальних перелетов, предназначенный для остального мира, и последний - для сверхдальних перелетов. Продажу самолетов последнего варианта компания рассчитывает начать лишь через несколько лет. (WSJ, 15. 10. 2003, Николай Буланов)