ИГРОКИ: Создается система контроля за бизнесом


Система по борьбе с отмыванием денег в России формально построена. Принято необходимое законодательство, созданы соответствующие структуры, методики. Политические задачи, которые российское руководство в прошлом году поставило перед собой, сегодня решены. Форма создана, настало время перейти к содержанию. Сегодня нам необходимо четко определить цели. Любая информационная система создается для решения определенных задач. Если система создана для борьбы с преступностью, то и ее продукт должен быть соответствующий - пресечение преступлений, иначе мы получим продукт для контроля за бизнесом.

КФМ сегодня не является правоохранительной структурой, и это неправильно. Какова основная цель деятельности КФМ? Если борьба с преступностью, то у КФМ должны быть соответствующие полномочия, функции, средства.

КФМ не имеет правоохранительных полномочий, но ему хочется получать информацию, в которой бы содержались признаки преступлений. Именно поэтому задачи, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, КФМ возлагает на банки. Рекомендации банкам по нестандартным операциям очень напоминают формулировки Уголовно-процессуального кодекса: "если есть основания полагать", "если есть основания подозревать". Этого не должно быть. Банки должны работать только по формальным правилам. Никакой субъективной оценкой признаков совершения преступлений банки заниматься не должны. Их задача - добывать "породу", а КФМ уже из этой "породы" соответствующими методами должен извлекать "зерна" - информацию о преступлениях. Мы никогда из офицеров банка не сделаем офицеров разведки, спецслужб. И не нужно этого делать. Зачем тратить огромные средства на создание огромной армии непрофессиональных оперативных работников?

Чтобы эффективно бороться с преступностью, надо четко понимать, каковы способы и методы совершения этих преступлений. Серьезного криминалистического анализа преступлений, которые подлежат выявлению на основе финансового контроля, не проведено. Все сегодняшние рекомендации не имеют содержательной части. Если строго следовать всем рекомендациям КФМ и Центрального банка, то придется сообщать информацию о всех клиентах банков - как юридических, так и физических лицах. Если мы решали политическую задачу - в глазах Запада стать цивилизованной страной, то давайте признаем, что решили эту задачу, и дальше будем работать, не напрягаясь.

Если мы действительно хотим бороться с финансовой преступностью, тогда надо решить ряд сложных задач. Необходим жесткий контроль и ответственность за сохранность коммерческой тайны. Кто работает в реальном секторе, в банках, те знают, что добыть коммерческую тайну через государственные структуры несложно. Информацию легко купить, в том числе и данные Центрального банка. Поэтому, если не будет жесткой ответственности за сохранность коммерческой, банковской, служебной тайны, никакая система эффективно работать не будет. Банкир будет понимать, что если ошибется и пошлет сообщение, то подставит хорошего клиента. А назавтра все его клиенты разбегутся.

Сколько бы мы ни уповали на репрессивную часть системы, она не будет эффективной, если не будет экономических стимулов, если всем участникам не будет выгодно поддерживать эту систему. Чаще всего можно услышать, что в серых схемах участвуют небольшие банки. Но почему они этим занимаются? Потому что монопольные государственные банки и банки сырьевых монополий демпингуют на рынке. Крупнейшие банки имеют огромные государственные и другие преференции, и мелким банкам, чтобы выжить, приходится обслуживать "эксклюзивный" сектор. Государство знает, что 50% ВВП - это теневой сектор. Почему никто не совершает усилий, чтобы этого сектора не было?

Сегодня в России нет практически ни одного взрослого человека, который бы не нарушал правила финансовых операций. Пусть объявится тот, кто никогда не покупал товар без чека, никогда не получал зарплату в конверте, никогда не покупал собственность по цене выше той, что указана в документах.

Если государство заинтересовано, чтобы система финансового контроля была эффективной, то придется принимать комплексные меры. Не только создавать технологическую систему сбора информации, но и решать правовые, экономические, социальные и, между прочим, морально-этические задачи. И система нормально заработает лишь тогда, когда действия по отмыванию преступных капиталов будут признаны в нашем обществе неприемлемыми как по правовым, так и по экономическим и моральным соображениям.