Ревизия


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В Александринском театре прошло вручение главной санкт-петербургской театральной премии "Золотой софит".

Церемония в постановке Александра Галибина началась еще на подходах к театру: вырываясь непосредственно из-под хвостов коней квадриги Аполлона, по небу шарили лучи двух софитов. А далее, позаимствовав морскую тематику у церемонии "Золотой маски", прошедшей весной, "Софит" радовал нас юнгами у входа, моряками на сцене и плоскими шутками ведущих, одетых в морскую форму, - артистов Николая Бурова и Александры Куликовой. Иногда они произносили нечто уж совершенно несусветное (автор текстов Вячеслав Вербин). "Я, как профессиональный баргузин, доложу. .. " - говорил Буров, очевидно, не зная, что баргузин не может быть профессиональным или нет, поскольку баргузин - это ветер, "пошевеливающий вал" на Байкале.

У "Софита" странная структура. Существует экспертный совет критиков, определяющий номинантов. Существует номинационный совет, который утверждает рекомендации экспертов, может что-то отсечь и прибавить что-то свое. В итоге голосуют члены худсовета при Комитете по культуре, члены бюро правления СПб СТД и члены вышеперечисленных советов. Кто из них что видел и насколько компетентен судить - сказать не представляется возможным, но по совокупности полученных приватных сведений могу заключить, что голосующие видели мало.

Я хорошо отношусь к замысловатому фокинскому "Ревизору", получившему "Софит" за лучший спектакль на большой сцене, но, если мысленно убрать все виньетки и спросить, что, собственно, нам хотели сообщить путем изысканных украшательств гоголевского текста, окажется, что три часа нас занимали элементарной историей о том, как приехал "ужас". И не просто "ужас", а - "ужас, ужас" и "ужас, ужас, ужас". Нехитрая мысль аранжирована замысловато, мастерски, ловко и ритмично. А премия обозначила очевидное: в городе появился еще один хозяин - Фокин возглавил Александринку, и ему полагается по статусу многое.

Признание "Ревизора" лучшим спектаклем досадно потому, что именно в прошлом сезоне Льву Додину удалось выпустить изумительного "Дядю Ваню" - спектакль, каких у него давно не было, жесткий, внятный, депрессивный и легкий одновременно. Здесь можно было награждать каждого исполнителя, весь мужской состав. Наградили одну Ксению Раппопорт - спасибо. Но могли каждого!

Получившая приз за лучший спектакль на малой сцене "Бесприданница" Анатолия Праудина - плод полуторагодовой работы, настоящего вдумчивого труда - принципиальная работа в сфере психологического театра. Это спектакль, редкий по режиссерскому разбору, по подробнейшей драматической выделке и содержательной человеческой простоте.

Список номинантов в части "Лучший оперный спектакль" поражал с самого начала, ибо в нем вообще не оказалось "Кольца Нибелунгов" - вагнеровской тетралогии, впервые за 100 лет осуществленной в театре, а именно - в Мариинском под руководством Валерия Гергиева. Сам он получил "Софит" за лучшую работу дирижера (в частности, за "Зигфрида" и "Гибель богов", но не за всю вагнеровскую серию) , а вот спектакли даже не поименовали.

Премию им. Г. А. Товстоногова присудили Марку Захарову, а "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" - Зиновию Яковлевичу Корогодскому. На сцену вышли бывшие ученики Корогодского. Народные артисты Ирина Соколова и Николай Иванов читали вирши о том, что все население, включая "северных оленей, знает, что Корогодский - Ленин", потом все пели "Под музыку Вивальди". Это был лучший момент церемонии.

ПРЕМИИ "ЗОЛОТОЙ СОФИТ":

Лучший спектакль драматического театра на большой сцене - "Ревизор" (Александринский театр, режиссер Валерий Фокин).

Лучший спектакль на малой сцене - "Бесприданница" (экспериментальная сцена "Балтийского дома", режиссер Анатолий Праудин).

Лучшая режиссерская работа - Лев Додин ( "Дядя Ваня", МДТ - Театр Европы).

Лучшая женская роль - Ксения Раппопорт ( "Дядя Ваня", МДТ). Лучшая мужская роль - Сергей Мигицко ( "Фредерик, или Бульвар преступлений", Театр им. Ленсовета) , Сергей Паршин ( "Ревизор", Александринский театр).

Лучшая работа художника - Александр Боровский ( "Ревизор", Александринский театр).

Лучшая роль в театре кукол - Эмилия Куликова ( "Приключения незадачливого дракона", театр "Сказки"). Лучший музыкальный ансамбль в театре кукол - Юрий Лабецкий ( "Мальчик и ночь", театр "Святая крепость").

Лучший оперный спектакль - "Турандот" (Мариинский театр).

Лучшая работа дирижера - Валерий Гергиев.

Лучший балетный спектакль - "Принцесса Луны, или История Такэтори" (Театр оперы и балета им. Мусоргского).

Лучшая оперная роль - Лариса Шевченко ( "Турандот", Мариинский театр).

Лучшая балетная роль - Вера Арбузова ( "Кто есть кто", Театр балета п/р Бориса Эйфмана).

Лучшая работа художника в музыкальном театре - Вячеслав Окунев ( "Кто есть кто").

Премия им. Г. А. Товстоногова - Марк Захаров.

Премия "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" - Зиновий Корогодский.