Роскошь - на свалку?


НЬЮ-ЙОРК - Столкнувшись с самым тяжелым финансовым кризисом за всю историю авиации, многие авиалинии оказались перед необходимостью выбора: из трех классов обслуживания - первый, бизнес- и экономкласс - надо оставить два. Возникает вопрос: какие именно?

Многие компании, главным образом американские, предпочли отказаться от первого класса, повысив вместо этого уровень обслуживания в бизнес-классе. Другие принимают прямо противоположное решение: изо всех сил повышают качество сервиса в первом классе, особенно на дальних рейсах.

Например, в салоне первого класса самолетов японской All Nippon Airways, летающих рейсами Токио - Лондон и Токио - Нью-Йорк, устанавливают письменные столы, телевизоры с плоским экраном и диагональю 15' и вводят другие усовершенствования вроде специальных комнат для переодевания. Тем же курсом следуют и другие авиаперевозчики - в самолетах компании Japan Airlines Systems кресла первого класса обтянули дорогой итальянской кожей, а пассажиры первого класса, пожелавшие путешествовать самолетами компании Cathay Pacific, попадают в салон через отдельный вход. Air France в сентябре сократила число мест в салонах первого класса с 12 до восьми и увеличила размеры туалетных комнат.

Отчасти эти перемены обусловлены небольшим количеством клиентов, достаточно состоятельных, чтобы путешествовать первым классом. Уровень обслуживания, на который еще лет 10 назад могли рассчитывать только пассажиры первого класса, сегодня предлагают и в бизнес-классе: более широкие кресла, в которых удобно спать, демонстрация кинофильмов и еда по заказу пассажира.

Поэтому сегодня наиболее состоятельным клиентам потребуются новые аргументы, чтобы покупать билеты первого класса, которые, как правило, на 50% дороже, чем в бизнес-классе.

Если компании удается продать все места в салоне первого класса, это приносит хорошую прибыль. Но такое случается редко. За последние 10 лет первый класс как категория всегда оставался убыточным, в то время как бизнес-класс каждый год неизменно приносит прибыль, рассказывает Крис Тэрри, консультант британской компании Aviation Industry Research & Advisory. Чтобы окупить первый класс, надо продать 60% билетов, а чтобы окупить бизнес-класс - всего 44%.

Эти-то обстоятельства и поставили отрасль перед трудным выбором. "От первого класса надо либо отказываться совсем, либо значительно повышать в нем уровень обслуживания", - считает Клаус Брауэр, сотрудник компании Boeing, занимающийся изучением пассажирского спроса.

Многие авиалинии предпочли первый вариант. Американская Delta Air Lines отказалась от первого класса на международных рейсах и заменила его классом бизнес-элита, который отличается от обычного бизнес-класса разве что более просторными креслами. Другая американская компания, Continental Airlines, изо всех сил рекламирует businessfirst - кресла в салоне этого класса откидываются почти полностью в горизонтальное положение.

Любопытно, что даже на дальних направлениях, где первый класс пользуется большей популярностью, некоторые компании тоже предпочитают от него отказаться. Singapore Airlines, например, сохранила первый класс на маршрутах Сингапур - Лондон. Однако на более "туристическом" направлении Сингапур - Лос-Анджелес она отказалась от первого класса и расширила салон экономичного.

Для пассажиров в этой ситуации есть один - и весьма важный - положительный момент. Несмотря на повышение качества обслуживания, цены на билеты и первого, и бизнес-класса останутся прежними. (WSJ, 30. 10. 2003, Екатерина Кудашкина)