Борьба с пиратством началась с Брайтона


НЬЮ-ЙОРК - В эти дни большая группа российских кинематографистов представляет свои фильмы в Париже. В столицу Франции Неделя российского кино плавно переместилась из Нью-Йорка, где она стартовала "Магнитными бурями" Вадима Абдрашитова и закончилась "Прогулкой" Алексея Учителя.

На церемонии закрытия публику, заплатившую по $50 за билет, сначала угостили, затем слегка утомили незатейливым концертом и, наконец, потащили по Питеру вместе с отчаянно флиртующими героями "Прогулки". Впрочем, мало кто сопротивлялся - искрометная кинопоэма Учителя очевидно понравилась.

Кроме того, под занавес вручили две награды "За многообещающий талант".

Заочно - актрисе Виктории Толстогановой, которая уехала из Нью-Йорка раньше (в программе сошлись три фильма с ней - "Магнитные бури", "Гололед" и "Дневник камикадзе"). И очно - режиссеру "Бумера" Петру Буслову: приз он получил из рук чернокожего ветерана экрана и телесериалов Джеймса Эрла Джонса. Вообще, вокруг Буслова водили хороводы, признав в нем русского брата Тарантино. В Нью-Йоркском университете студенты мастерской профессора Бориса Фрумина полтора часа допрашивали его и продюсера Сергея Члиянца. В модном баре Ruby Lounge гуляли до утра под фонограмму "Бумера".

Русскую экзотику подчеркнул и Рок Бриннер, писатель и актер, сын знаменитого Юла, уроженца Владивостока. На старте недели в роскошном мультиплексе на Линкольн-сквер Юла Бриннера посмертно наградили за "культурное наследие", иначе говоря, за русские корни.

При всей увлекательности наградных дел понятно, что они гарнир и оживляж. Главное действо - новейшие российские фильмы, которые в количестве 13 штук прибыли в Америку, снабженные субтитрами, подробным буклетом и мощной делегацией, разбитой на две последовательные группы - в целях экономии. Показы организовали американская газета "Новое русское слово", родственное ей радио "Народная волна" и московский их партнер "Интерфест" при содействии Министерства культуры РФ.

Фильмы демонстрировались в Гринвич-Виллидже, в двух престижных синеастовских залах, один из которых вызвал ядовитое замечание корреспондента "Радио Свобода". Тот посетовал на тусклое освещение, как в "доме культуры отсталого совхоза". Но, к счастью, семечки никто не лузгал, на пол не плевал, а после просмотров публика задавала творцам массу вопросов, иногда каверзных, но в большинстве простодушных - видимо, от незнания российской реальности.

Высший рейтинг популярности, как сообщил мне исполнительный директор недели с американской стороны Виктор Рашкович, получили "Бумер" и "Прогулка", а также "Старухи" Геннадия Сидорова, вызвавшие повальный восторг. Эрнст Неизвестный, например, впечатлился настолько, что после просмотра повез к себе в мастерскую Сидорова, долго с ним толковал о возвышенном и подарил скульптуру. "Магнитные бури", напротив, раскололи аудиторию. Грубые долгие драки работяг заставили выбежать из зала слабонервных, но те, кто врубился в абдрашитовский "мессидж", оценили картину очень высоко.

Неожиданно хорошо восприняли ньюйоркцы расчетливую мелодраму Виталия Москаленко "Жизнь одна" и ретровсхлип Валерия Рубинчика "Кино про кино". Но странным образом обошли вниманием "Бабусю" Лидии Бобровой, недооценили новеллу "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой, начисто проигнорировали "Марш славянки" Натальи Пьянковой, роуд-муви Александра Прошкина "Трио" и "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева. Конечно, появись на премьере последнего Сергей Шакуров, которого сильно звали, народ бы пришел. Но звезда потребовала за американскую гастроль особый гонорар и осталась дома. Многочисленное местное гей-коммьюнити почему-то не откликнулось на "Гололед" Михаила Брашинского, а ведь первый откровенный гомофильм из России, как предполагалось, должен был стать скандальной сенсацией.

Русские показы на Манхэттене впервые заметила большая пресса Америки. The Wall Street Journal еще до начала Русской недели разразилась большой статьей о "Бумере", The New York Times поместила обзорную аналитическую статью о фильмах недели, откликнулись практически все городские газеты и информационные сайты.

Устроители очень хотели заполучить "Возвращение" Андрея Звягинцева и "Отца и сына" Александра Сокурова. Но купленные американскими дистрибьюторами, они стали тем самым локотком, который не укусишь. На мой взгляд, качественным рубежом станет момент, когда прокатчики захотят стартовать именно премьерой на Неделе российского кино. Как говорится, мечтать не вредно.

Настроение гостям подпортили, как водится, пираты. Мужественно отправившись с инспекцией на Брайтон-Бич вместо спонсорского ужина в восемь смен блюд, продюсер Сергей Члиянц обнаружил несколько вариантов незаконного "Бумера". В одной видеоточке от него хотели откупиться тремя тысячами баксов, но правовладелец возмущенно отказался. Теперь, видимо, грядет юридический наезд из Москвы на конкретных бруклинских пацанов.