Россию покроют плиткой


На прошлой неделе один из крупнейших участников российского рынка отделочных материалов - компания "Лира Керамика" объявила о намерении вложить 48 млн евро в постройку нового завода по производству керамогранита и глазурованной керамической плитки. "Лира Керамика" - уже пятая компания за год, пообещавшая создать новое производство керамогранита. Участники рынка опасаются, что производители переоценили потенциал "плиточного" рынка и после ввода всех предприятий в эксплуатацию рынок ждет перенасыщение.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2002 г. в России было произведено более 61,1 млн кв. м керамической плитки, что на 24,6% превосходит уровень производства предыдущего года. По оценкам участников, объем рынка керамической плитки составил в 2002 г. более 80 млн кв. м, из которых 10 млн кв. м пришлось на керамогранит.

"Лира Керамика" создана в 2001 г. В 2002 г. оборот компании составил, по собственным данным, более $6 млн, планируемый оборот 2003 г. - $24 млн. По прогнозам компании, ее доля на рынке керамической плитки по итогам этого года составит 5% (в 2002 г. - 2% ). Завод "Лиры Керамики" в поселке Фряново (Московская область) выпускает плитку средней ценовой категории - 8 - 13 евро за 1 кв. м. Мощность завода - 8 млн кв. м в год.

Осенью будущего года "Лира Керамика" приступит к строительству нового завода по производству керамической плитки и керамогранита, заявил "Ведомостям" гендиректор компании Валерий Луковников. "У нас уже есть площадка в Калужской области, однако одновременно ведутся переговоры об аналогичном участке в Щелковском районе", - уточнил он. По словам Луковникова, новое производство будет запускаться поэтапно, с тем чтобы в течение 3 - 4 лет компания вышла на производство 15 млн кв. м плитки в год. "На новом заводе будет выпускаться облицовочная и напольная глазурованная плитка, а около трети запланированных мощностей придется на керамогранит", - уточняет коммерческий директор компании Галина Шнейдерова. Стоимость проекта составит около 48 млн евро, и в качестве соинвестора "Лира Керамика", по словам Шнейдеровой, собирается привлечь зарубежного производителя плитки - сейчас, как говорят в компании, ведутся переговоры с партнерами из Италии и Испании. Предположительно доля соинвесторов в новом проекте составит 40%.

Проект "Лиры Керамики" - уже пятый завод в России, о строительстве которого объявили производители керамического гранита за последний год. Итальянская компания Marazzi строит завод на 4,5 млн кв. м в подмосковном Ступине, компания "Эстима" совместно с итальянской Mirage - аналогичное по мощности предприятие в Ногинске, еще один крупный итальянский производитель Gruppo Concorde анонсировал строительство завода в Ступинском районе Московской области мощностью 3,6 млн кв. м в год. Производство мощностью около 1,5 млн кв. м (торговая марка Grasara) готовит к запуску ассоциация "Версиво" в Самаре. Там же группой "СОК" запущено производство керамогранита мощностью до 4 млн кв. м. Уже действует производство керамического гранита компании "Пиастрелла" в Екатеринбурге.

"Если все компании реализуют задекларированные планы по выпуску керамогранита в заявленные сроки, то рынок ждет перенасыщение", - говорит гендиректор "Эстимы" Карен Огаджанов, однако он сомневается, что это произойдет. "Мы уже давно на рынке и понимаем, что заявить и реализовать - разные вещи", - говорит он.

Коммерческий директор "Лиры Керамики", в свою очередь, уверена, что насыщение рынку керамического гранита в ближайшие 2 - 3 года не грозит. "В крайнем случае мы готовы опуститься в более низкую ценовую категорию", - утверждает Шнейдерова. Сейчас компания собирается выпускать керамогранит по 15 евро за 1 кв. м.