"Виктория" идет на рекорд


Вчера группа компаний "Виктория", управляющая тремя сетями магазинов различных форматов, обнародовала свои планы на будущий год. Группа собирается за год открыть 40 новых магазинов в Москве и 20 в Петербурге. Сейчас рекорд по темпам открытия торговых точек принадлежит "Пятерочке", открывшей в прошлом году в столице 39 магазинов.

Группа компаний "Виктория" создана в Калининграде в 1993 г. Управляет сетями "Виктория" (супермаркеты и cash & carry) , "Дешево" (дискаунтеры) , "Квартал" ( "магазины у дома") - всего около 50 магазинов, из которых 14 расположены в Москве, два - в Петербурге, а остальные - в Калининграде. Оборот в 2002 г. составил, по собственным данным, $119 млн, из которых $94 млн пришлось на розничные продажи. Первый магазин в Москве открыт в апреле 2002 г. , в Петербурге - в августе 2003 г.

В будущем году "Виктория" откроет 60 новых магазинов, сообщило вчера агентство "Интерфакс" со ссылкой на вице-президента группы по развитию Ангелину Долгую. В беседе с "Ведомостями" Долгая уточнила, что все 60 магазинов будут работать под вывеской "Квартал". Под таким названием с лета 2003 г. "Виктория" открывает "магазины у дома" торговой площадью 300 - 600 кв. м.

"Магазин у дома" в последнее время стал едва ли не самым популярным форматом у крупных сетевых ритейлоров. Именно в качестве операторов этого формата позиционируют себя "Петровские" и Spar, в прошлом и нынешнем году о планах выхода в эту нишу заявили "Седьмой континент" (сеть под вывеской "Семь шагов") , "Перекресток" (проект "Рядом") , "Копейка" (проект "Мини-Копейка"). А вот популярный у ритейлоров формат дискаунтера (у "Виктории" в нем работает сеть "Дешево") из моды вышел. Еще летом президент "Виктории" Николай Власенко отмечал в беседе с "Ведомостями": "дискаунтер по определению не может находиться в жилом массиве, потому что тут более дорогая земля, аренда и т. д. , а значит, и конечная цена". В будущем году в Москве и Петербурге ни одного нового дискаунтера "Виктория" не откроет, отметила вчера Ангелина Долгая.

"Виктория" собирается открывать магазины с беспрецедентно высокой скоростью. Максимальное количество магазинов в столице - 39 открыла в прошлом году "Пятерочка". В нынешнем году эта сеть откроет в Москве 35 магазинов. "Это темпы, которые мы в состоянии выдержать", - утверждает Долгая. По оценкам гендиректора "Копейки" Сергея Ломакина, "Виктории" для реализации ее амбициозного плана потребуется в 2004 г. только в Москве инвестировать от $12 млн до $30 млн.

"У "Виктории" хорошие шансы реализовать намеченное, - полагает гендиректор компании "Юнион-Стандарт консалтинг " Рубен Канаян. - Это связано с гибкостью компании. Например, в Москве их основной формат - "Дешево" - не пошел, поэтому они запустили более востребованный "Квартал". А консультант розничной сети "Гелерт" Владимир Фришер отмечает, что "Виктории" в первую очередь придется создавать сильный штат сотрудников, знающих столичный рынок недвижимости и имеющих связи в правительстве Москвы. "Основная проблема сегодня - это нехватка помещений", - говорит он.

Феликс Стетой, вице-президент по коммуникациям "Пятерочки", назвал планы "Виктории" слишком амбициозными. "Во-первых, в Москве сложно найти помещения. Все крупные игроки уже по 2 - 3 раза прошерстили весь рынок, и практически все пригодные помещения уже разобраны. Во-вторых, нужно еще научиться открывать по 2 - 4 магазина в месяц. У нас на это ушло три года. В-третьих, для 40 "Кварталов" потребуется около 2000 сотрудников. Сможет ли "Виктория" найти их и обучить за несколько месяцев? А в Петербурге подходящих помещений всего 120, 90 из которых занимаем мы. Поэтому там искать уже нечего - надо строить, а за год построить 20 точек нереально", - говорит он.