"Мы уже начали снижать цены"


Вчера члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) собрались на специальное заседание, чтобы обсудить свою ценовую политику после отмены налога с продаж. В ассоциации утверждают, что снижение цен с 1 января на 5% - вопрос решенный. Ритейлоры, не входящие в ассоциацию, называют заявления членов АКОРТ пиар-ходом.

По словам исполнительного директора АКОРТ Олега Сазанова, ритейлоры вчера обсуждали только "набор инструментов по информированию потребителей о снижении цен". "Я удивлен, почему этот вопрос вызывает такой интерес у СМИ. Еще весной мы сделали вполне определенное заявление: [если] будет отменен НсП - сети снизят цены на его величину", - говорит он. В АКОРТ входит 10 компаний розничной торговли, в том числе "Копейка", "Патэрсон", "Перекресток", "Петровский", "М. Видео" и "Мир". По словам Сазанова, решение о снижении цен поддерживают все без исключения члены АКОРТ.

Глава Налогового кодекса (НК) о налоге с продаж действует с 1 января 2002 г. Налогом не облагаются детские питание и обувь, хлебобулочные изделия, крупы, сахар, лекарства, услуги в сфере культуры и искусства и т. д. В Москве ставка НсП составляет 5%. В законе N 148-Ф3 говорится, что НсП отменяется с 1 января 2004 г. , но в начале года фракция ОВР в Госдуме предложила сохранить этот налог, уменьшив ставку НДС. Ряд ритейлоров (большинство из них входят в АКОРТ) пообещали тогда в случае отмены НсП снизить цены с 2004 г. на 5%.

По словам председателя совета директоров "Патэрсона" Константина Мауергауза, эта сеть в регионах уже снизила цены на 5 - 7%. "Мы бы сделали это и в Москве, но здесь больше технических сложностей: корректировка базы данных, изменение ценников и их установка. На все это нам потребуется еще дней 10", - говорит он.

А президент "М. Видео" Александр Тынкован обещает снизить цены на 5% уже на весь ассортимент. В доказательство своих слов он привел план продаж на январь 2004 г. Согласно ему дисконт на 5% увеличит продажи сети на 10 - 20%.

Однако еще две недели назад ритейлоры не планировали так дословно сдерживать свои обещания. Опрос, проведенный "Ведомостями" 10 декабря, показал, что снижать цены намеревались не все участники АКОРТ и не на все товары. "Какой смысл, например, делать на 5% дешевле дорогие мобильные телефоны, которые предназначены обеспеченным покупателям? " - заявила тогда пресс-секретарь "М. Видео" Надежда Киселева. Снизить цены на наиболее ходовые товары пообещал президент "Копейки" Александр Самонов.

А вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в начале декабря даже заявил: "Теперь торговым сетям, которые обращались к правительству и президенту, как раз предстоит это сделать: снизить на 5% цены в связи с отменой налога с продаж". "Весной ритейлоры давали свое обещание в односторонне добровольном порядке. Никаких договоренностей на этот счет не было. Но хорошо, что теперь купцы сдержали свое купеческое слово", - сказал вчера пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов. Правда, Сазанов утверждает, что вчерашняя встреча никак не связана с выступлением министра.

Компании, не примкнувшие к весеннему обещанию АКОРТ, воспринимают заявления конкурентов скептически. Например, вице-президент "Пятерочки" Феликс Стетой назвал их удачным пиар-ходом. "Мы изначально не стали подписываться под обещанием снизить цены на 5%. Это заведомо невыполнимые обязательства, - говорит он. - За один день снизить цены невозможно. Ведь цена на полке зависит не только от нашей наценки, но и от цен поставщиков. Чтобы снизить цены на 5% в январе, нам пришлось бы начинать прогибать поставщиков уже в августе-сентябре. К тому же упразднение прямого налога Москва компенсировала косвенными - в 2004 г. снова повышаются тарифы на коммунальные услуги и ставки аренды в Москве. Поэтому снижение цен, скорее всего, мера показательная и непродолжительная".