Год косметики


Определяющим для российского парфюмерно-косметического рынка в минувшем году стал приход на него ведущих иностранных сетей. Французская Sephora продала франшизу владельцам российской "Л'Этуаль". Немецкая Douglas создала совместную сеть с нашей Rivoli. А "Арбат Престиж" готовится к слиянию с французской Marionnaud.

Консалтинговая компания Teсhnologies of Branding оценивает объем российского парфюмерно-косметического рынка в 2003 г. в $4,2-$4,5 млрд. Партнер Teсhnologies of Branding Никита Шаповалов отмечает, что данные почти не изменились с 2002 г. Зато в наступающем году, по оценке Шаповалова, рекламные и маркетинговые затраты в России западных производителей парфюмерии и косметики обещают привести к росту рынка на 5 - 7%.

Аналитики и участники рынка парфюмерии и косметики как главное событие года отмечают приход в Россию всех крупных иностранных розничных сетей, которые когда-либо заявляли о желании на нем работать. "Douglas, Sephora и Marionnaud являются лидерами европейского парфюмерно-косметического рынка и мы ждали их в России еще до кризиса, - говорит Шаповалов из Teсhnologies of Branding. - Однако фактически одновременный их приход стал для многих сюрпризом".

Первой к нам пришла немецкая Douglas, которая вместе с владельцем отечественной сети Rivoli - компанией "Люкс Холдинг " создала сеть Douglas-Rivoli. У Douglas Holding сейчас около 1500 магазинов в 11 странах Европы. Продажи холдинга в 2002 г. составили $2,3 млрд. На момент объединения с Douglas в сеть Rivoli входило 10 магазинов в Москве и других российских регионах. Douglas-Rivoli планирует открывать по шесть магазинов в год.

В декабре открылся первый российский магазин парфюмерно-косметической сети Sephora, входящий во французский холдинг LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton. В сентябре руководство Sephora объявило о заключении договора франчайзинга с российской компанией "Алькор", владеющей сетью "Л'Этуаль", самой большой в нашей стране по числу парфюмерно-косметических магазинов. Директор по маркетингу "Алькора" Наталия Мурадова подчеркивает, что Sephora и "Л'Этуаль" - разные проекты и будут развиваться параллельно. В сеть Sephora входят 418 магазинов в Европе и 80 - в США. Объем продаж Sephora составил в 2002 г. 2,33 млрд евро. Кстати, в феврале "Алькор" поглотила сеть "Л'Эскаль", которой управляла швейцарская Temtrade.

В декабре же президент "Арбат Престижа" Владимир Некрасов заявил о слиянии его компании с французской сетью Marionnaud. В Marionnaud входит 1500 магазинов, общий объем продаж которых в прошлом году составил более $1 млрд. "Арбат Престиж" состоит сегодня из 14 магазинов с общим оборотом, по данным самой компании, около $200 млн в 2003 г.

"Арбат Престиж", отмечает Шаповалов, удвоил оборот по сравнению с прошлым годом, чему помогло во многом то, что сеть стала торговать большим количеством товаров класса "масс-маркет" и предложила клиентам большие скидки. Однако из магазинов сети, утверждают участники рынка, произошел отток обеспеченных клиентов - из-за конфликта с крупными поставщиками, прежде всего LVMH, производителем брэндов Givenchy, Kenzo, Christian Dior, Guerlain, а так же Cofidec (Davidoff и Lancaster) и Cosmopolitan Cosmetics (Gucci и Escada). Некрасов снизил цены на элитные марки, выразив недовольство тем, что поставщики поставляют свои люксовые товары не только в престижные сети, но и на рынки и подземные переходы, а поставщики заявили, что Некрасов нарушил принципы торговли селективными брэндами. Как конфликт с крупными поставщиками элитной косметики отразится на проекте с Marionnaud, пока неизвестно.

БУДУТ И ЗАВОДЫ: Предприятия по производству косметики строят в Подмосковье американская Avon и шведская Oriflame. Как следствие, их товары в России могут подешеветь и составить конкуренцию недорогой российской и иностранной продукции. Avon получила землю в Наро-Фоминском районе, а Oriflame - в Красногорском. Avon значительно крупнее Oriflame. Годовые продажи американской компании составляют $6 млрд, шведской - примерно $600 млн. Но в России, по данным Ассоциации прямых продаж, их силы равны - продажи оцениваются примерно по $100 млн в год.