"ЛУКОЙЛ" полюбил Америку


"ЛУКОЙЛ" решил продолжить экспансию на рынок нефтепродуктов США и купил в этой стране сеть из почти 800 АЗС, потратив $265,75 млн. С учетом взятой ранее в управление сети автозаправочных станций Getty новая сделка увеличит долю "ЛУКОЙЛа" на розничном рынке Восточного побережья США до 8%. Но аналитики неоднозначно оценивают новую инвестицию российской компании.

Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, во вторник "дочка" "ЛУКОЙЛа" Lukoil-USA завершила сделку по приобретению сети из 795 АЗС у американской ConocoPhillips. По его словам, для финансирования покупки компания привлекла шестилетний кредит на $325 млн у американского банка Lehman Brothers и вложила $50 млн собственных средств. Из этих денег на оплату покупки пойдет $265,75 млн, остальное - на пополнение оборотных средств самой автозаправочной сети. Федун подчеркнул, что этот кредит не ляжет на баланс компании, поскольку взят под залог приобретаемой недвижимости - ведь АЗС приобретены в собственность, причем около 20% из них - вместе с землей. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" считает, что в Западной Европе для такой покупки потребовался бы $1 млрд.

Это уже третья атака компании на автозаправочный рынок США. Первая и абсолютно безуспешная состоялась в 1997 г. , когда российская компания объявила о проекте строительства 2000 небольших АЗС при супермаркетах. Вложив $4 млн, "ЛУКОЙЛ" отказался от этой идеи. Удача улыбнулась российской компании только в 2000 г. , когда она за $71 млн приобрела Getty Petroleum Marketing, владеющую правом долгосрочной аренды 1300 АЗС и сети нефтебаз в восточных штатах США от канадской границы до Северной Каролины.

Заправки, купленные "ЛУКОЙЛом" на этот раз, расположены в восточных штатах Нью-Джерси и Пенсильвания и работают под торговой маркой Mobil. Как говорит Федун, большинство АЗС сохранят эту марку еще не менее четырех лет, но те, что расположены в наиболее престижных местах, в самое ближайшее время получат брэнд "ЛУКОЙЛа".

Топ-менеджер считает, что новоприобретенные заправки гораздо лучше по качеству, чем уже имеющиеся в США: если на одной АЗС Getty продается в среднем 6 т топлива в сутки, то на Mobil - 10 - 12 т. Поэтому они обеспечат удвоение рыночной доли "ЛУКОЙЛа" в восточных штатах, которая сейчас равна 4%. Федун уверяет, что в Getty доходность на вложенный капитал составляет 10% и этот проект уже окупился, а по АЗС Mobil эффективность будет выше. С вводом в строй нефтепорта в Высоцке "ЛУКОЙЛ" планирует поставлять бензин для своих заправок в США.

В штаб-квартире ConocoPhillips в Хьюстоне сделку с "ЛУКОЙЛом" вчера прокомментировать не смогли. Но, как пишет New York Times, компания сейчас продает большинство своих заправок в США, чтобы сократить долг и к концу этого года выполнить план по продаже активов на $4,5 млрд. Во вчерашнем пресс-релизе ConocoPhillips сказано, что за 2003 г. компания продала активов на $2,7 млрд и сократила долг на $4,8 млрд.

Аналитик Brunswick UBS Пол Коллисон отмечает скудость информации о сделке. "Но на первый взгляд, - говорит он, - она выглядит выгодной для "ЛУКОЙЛа", так как компания является одной из лучших в мире по upstream, и теперь она добавила хороший актив к downstream". По мнению эксперта, в среднесрочной перспективе, если "ЛУКОЙЛ" сможет транспортировать нефть в США в больших объемах, он станет серьезной международной компанией. Коллисон также отмечает относительно невысокую стоимость купленных АЗС (в среднем $335 000) , которые в США дешевле, чем в Европе.

А финансового аналитика компании "АВК-Аналитика" Марию Радину сделка "ЛУКОЙЛа" настораживает. Она опасается, что расширение сбытовой сети в США будет способствовать ускоренному росту как операционных затрат, так и расходов компании на приобретение нефти и нефтепродуктов.

Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " считает эту новость нейтральной для рынка. "С одной стороны, "ЛУКОЙЛ" не переплатил за сеть, если американский банк дал кредит под залог приобретенного, с другой - вызывает сомнение, что "ЛУКОЙЛ" в скором времени сможет реализовать в США преимущества вертикальной интеграции", - говорит эксперт. Впрочем, он не исключает, что вдобавок к заправкам компания попытается купить НПЗ в США.