Heineken станет китайским


Голландская Heineken выходит на крупнейший в мире потребительский рынок. Компания стала совладельцем крупной пивоваренной компании Guangdong Brewery, имеющей сильные позиции на юге Китая.

Позавчера группа Heineken, третий по объему продаж пивовар в мире, заявила, что покупает 21% акций китайской Guangdong Brewery Holdings за 57 млн евро ($72 млн). Формальным покупателем выступит совместное предприятие Heineken и сингапурской Asia Pacific Breweries - Heineken APB China, которое заплатит 50% от суммы сделки. Asia Pacific Breweries подконтрольна сингапурскому пищевому холдингу Fraser & Neave. Guangdong Brewery имеет большую сеть дилеров на юге Китая, но почти не представлена на остальной территории страны.

Heineken последней из крупных пивоваренных компаний выходит на рынок Поднебесной. Лидер отрасли - американская Anheuser-Busch - уже давно владеет пакетом акций ведущей китайской фирмы Tsingtao Brewery. В прошлом году два других пивовара - SABMiller и Interbrew - создали СП в Китае. "Большинство ведущих пивоваров уже имеют партнеров в Китае", - констатирует Лилиан Лень, аналитик банка ING в Гонконге.

Голландцы решили не отступать от стратегии, выбранной конкурентами. В конце 1990-х гг. многим производителям пива из западного мира не удалось окупить средства, вложенные в создание нового производства в Китае. Главной причиной стала сильная конкуренция со стороны местных производителей, которая не позволила закрепиться на рынке. Сейчас идет тенденция к созданию СП с крупными китайскими компаниями. "Мы собираемся вести [с Guangdong Brewery] устойчивое сотрудничество и остаться здесь навсегда", - заявил Герман Хофхейс, управляющий директор азиатско-тихоокеанского подразделения Heineken. "От создания СП выиграет производство", - согласна с ним Лень, ведь Heineken сэкономит на строительстве нового завода.

Представитель Heineken сообщил, что два пивоваренных завода Guangdong Brewery общей мощностью 4 млн гектолитров, расположенных в Шэньчжене, будут производить как голландские сорта пива, так и известное на местном рынке Kingway. При этом пиво Heineken будет позиционироваться как марка премиум, что позволит избежать прямой конкуренции с существующими брэндами Guangdong Brewery.

Heineken не исключила возможности оказания поддержки китайскому партнеру в строительстве нового завода мощностью 2 млн гектолитров, которое планируется закончить к 2006 г. Помимо этого голландская компания намерена купить еще один завод на острове Хайнань. Общий объем продаж пива в Китае составил в прошлом году 250 млн гектолитров. (WSJ, 29. 01. 2004, Михаил Мирошниченко)