Lego станет больше, но мягче


НЬЮ-ЙОРК - Знаменитый производитель конструкторов, датская компания Lego, столкнувшаяся в последнее время с возросшей конкуренцией и заметно снизившая финансовые показатели, надеется, что ее спасут малыши.

Именно им адресованы новые разработки компании, предназначенные для детей в возрасте от двух до пяти, на которых раньше Lego почти не обращала внимания.

Оплошностью датчан воспользовалась канадская Mega Blocks. Канадская компания выпускает яркие пластмассовые кубики, которые не только похожи на элементы датского конструктора, но и прекрасно с ними соединяются. При этом продаются по более низкой цене.

За последние годы доля Lego на рынке игрушек-конструкторов в Северной Америке сократилась с 80% до 62%. Отчасти это связано с трудной финансовой ситуацией, сложившейся в этой частной и неразговорчивой компании. По итогам 2003 г. она зафиксировала рекордные для себя убытки в размере $166 млн. Продажи упали на 25% - до $1,4 млрд.

В числе причин, спровоцировавших спад, в компании называют вялые продажи новых продуктов - тематических конструкторов по мотивам известных детских фильмов. Lego признает, что неверно оценила рынок и в результате интерес к тематическим конструкторам оказался ниже прогнозов.

Например, линия роботов Galidor получила доброжелательные отзывы в ходе исследований, которые проводились среди школьников и взрослых. Тем не менее, поступив в продажу, роботы "не пошли" - потенциальных покупателей сильно смущал ценник на игрушке, на котором стояла цифра $200. Сегодня количество непроданного товара, изготовленного по лицензии фирмы, исчисляется миллионами долларов.

В последнее время Lego сильно диверсифицировала свой портфель активов, приняв участие в управлении тематическими парками в Северной Америке и Европе. По мнению экспертов, такой разброс интересов и привел к финансовым трудностям. Компания была вынуждена сократить штат на 8% , уволив в общей сложности около 8000 сотрудников.

"Мы считаем, что настало время наверстывать упущенное и отвоевать долю рынка, которая по праву принадлежит нам", - говорит Зорен Торп Лорсен, недавно назначенный руководить американскими операциями Lego. Датская компания готовится в ближайшее время выпустить на рынок новую линию конструкторов Quatro, составленных из крупных деталей, - специально для детей в возрасте от двух до пяти лет.

В этом сегменте рынка доля Lego не превышает 10% , в то время как канадским конкурентам принадлежат на нем все 50%. Элементы Quatro будут изготовлены из мягких видов пластмасс, будут совершенно безопасными для малышей, а цена на этот конструктор не превысит цен конкурента.

Цена - один из факторов, по которым Lego проигрывает Mega Blocks. Клаудиа Эспозито из города Мэдисон, штат Коннектикут, недавно купила своему трехлетнему сыну конструктор Mega Blocks именно потому, что он дешевле конструкторов Lego. "Кубиками Mega Blocks ему легче играть, - говорит она. - Из них он уже строит все, что захочет". (WSJ, 4. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)