Конкуренция зарплат


НЬЮ-ЙОРК - Три американские сети супермаркетов добились от отраслевого профсоюза разрешения снизить зарплату некоторым категориям сотрудников.

В минувшие выходные лидеры профсоюза United Food and Commercial Workers Union согласились вынести на голосование проект, предоставляющий компаниям Kroger, Albertsons и Safeway право снизить оплату для вновь принимаемых на работу сотрудников и ограничить размеры средств, выделяемых на медицинское страхование. Голосование продолжалось два дня, и в результате 86% членов профсоюза проголосовали "за".

Споры о мерах по сокращению расходов, которые могут позволить себе ритейлоры, начались в октябре 2003. Тогда члены профсоюза проголосовали против более жесткого проекта, по которому платить за медицинскую страховку должны были бы даже те, кто проработал в компании длительное время. Между тем сотрудники крупных сетей супермакетов всегда пользовались этой льготой бесплатно.

Тогда без малого 60 000 постоянных сотрудников трех сетей объявили забастовку. Руководство заменило бастующих временными работниками, но в результате забастовки потери составили порядка $1 млрд.

По условиям достигнутого соглашения нынешний работник этих компаний по-прежнему будет зарабатывать, к примеру по $17,90 в час. А вот новенький, который придет на такую же позицию, будет получать уже по $15,10 за час. Но эта зарплата все равно будет выше $13,75, которые получают сотрудники Wal-Mart, чьи сотрудники не могут состоять в профсоюзе.

Так же выглядит ситуация и с социальными программами. По условиям соглашения с профсоюзом сотрудники, проработавшие в указанных компаниях не менее двух лет, не будут оплачивать собственную медицинскую страховку. Тем же, кто работает менее указанного срока, придется оплатить 20% стоимости своего полиса.

Собственно говоря, никто и не ожидал, что трем компаниям удастся полностью устранить разницу с Wal-Mart в экономии на оплате труда. Тем не менее некоторые наблюдатели рассчитывали, что им удастся добиться более радикального решения.

"Расходы по-прежнему слишком высоки", - считает Берт Фликинджер, управляющий директор нью-йоркской компании Strategic Resource Group - консалтинговой фирмы, специализирующейся на разработке бизнес-стратегий и внимательно отслеживавшей развитие ситуации.

По мнению одного из инсайдеров отрасли, сети супермаркетов добились возможности сократить расходы так, чтобы иметь возможность конкурировать с лидером. "Однако вряд ли нам удастся полностью догнать Wal-Mart в том, что касается оплаты труда", - говорит он. (WSJ, 1. 03. 2004, Екатерина Кудашкина).