Жадный пенсионер Грассо


Финансовые аппетиты бывшего гендиректора Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) Ричарда Грассо уже стали притчей во языцех на Уолл-стрит. Со скандалом покидая свой пост, он скрепя сердце отказался от причитавшейся за ближайшие четыре года зарплаты в $48 млн. Но за пенсионные Грассо готов стоять до конца - возвращать $139,5 млн он не намерен.

В воскресенье Грассо объявил, что не вернет ни цента из $139,5 млн, полученных в качестве будущих пенсионных выплат. Многие его бывшие коллеги по NYSE сочли это заявление непорядочным, а регуляторы всерьез насторожились из-за скупости экс-главы крупнейшей торговой площадки мира. Вчера стало известно, что вездесущий прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер готовится через суд потребовать от Грассо вернуть по крайней мере $120 млн. Кроме того, Спитцер собирается подать иски против бывших членов совета директоров NYSE, обеспечивших Грассо безбедную старость.

Подобные действия Спитцера вызваны тем, что переговоры Грассо с NYSE, продолжающиеся с сентября прошлого года, фактически зашли в тупик. Грассо убежден, что получил деньги на законных основаниях, поэтому возвращать их не обязан. NYSE, устав укрощать строптивого отставника, направила обращение Спитцеру и в Комиссию по ценным бумагам и биржам США с просьбой разобраться, было ли при выплатах нарушено законодательство. Похоже, что Спитцер нашел отступления от буквы закона.

Источники, знакомые с ходом дела, утверждают, что юристы - сотрудники аппарата Спитцера уже больше месяца анализируют отчетность NYSE. Их главной целью является поиск информации о том, как совет директоров биржи утверждал размер выплат Грассо. Многие считают, что Грассо с директорами связывали больше, чем простые деловые отношения. Как видно из документов NYSE, на заседании комитета биржи по вознаграждениям Грассо нередко задавал тон при обсуждении вопросов о выплате бонусов сотрудникам биржи. Затем он покидал комнату, и комитет принимал окончательное решение о выплате, в том числе и самому Грассо.

Сейчас Спитцер ведет переговоры с некоторыми бывшими директорами NYSE, которые могут быть замешаны в махинациях Грассо. Прокурор решил вновь прибегнуть к своей излюбленной тактике - вынудить подозреваемых подписать с регуляторами мировое соглашение, заплатив при этом штраф и оставив право не признавать за собой вину. Предчувствуя, что их репутация может серьезно пошатнуться, многие принимали настойчивое предложение Спитцера. Например, прошлой весной таким образом был улажен конфликт интересов между аналитическими и инвестбанковскими подразделениями ведущих инвестиционных банков США.

Следствие разрабатывает два основных варианта взаимодействия директоров NYSE с Грассо. По первому - бывший гендиректор и председатель совета директоров биржи вводил в заблуждение своих коллег по поводу получаемых компенсационных выплат. По второму - директора принимали решения независимо, без консультаций с Грассо, тем более что он сам формально не возглавлял компенсационный комитет. Однако эксперты считают, что правда находится посередине. В этом случае, если дело дойдет до суда, Спитцер будет настаивать на виновности всех фигурантов.

Пока прокурор отправляет письма Грассо, в которых требует вернуть не меньше $120 млн - сумму, которую Спитцер счел излишней в общем объеме вознаграждений и пенсионных накоплений за более чем 30 лет работы опального биржевика. Грассо также не остается равнодушным к эпистолярному жанру. На прошлой неделе он направил в NYSE письмо, в котором открыто заявил, что не намерен возвращать "ни части своих компенсационных выплат". Более того, Грассо выразил уверенность, что значительные бонусы были просто необходимы, чтобы удержать такого способного топ-менеджера, как он, от перехода в финансовые компании с их огромными премиальными.

Эксперты считают, что переписка Спитцера с Грассо может скоро закончиться. "[Такие письма] часто являются началом реальных действий, - считает Эндрю Оринджер, сотрудник юридической фирмы Clifford Chance. - Фактически стороны сейчас обозначают свои окончательные позиции по делу". (Использованы материалы WSJ, FT. )