Потребители недовольны
Продолжающийся рост цен на сталь вызывает возмущение потребителей не только в России, но и в США. Некоторые американские компании даже судятся со своими поставщиками, чтобы заставить их не повышать цены на стальную продукцию.
Мировые цены на сталь растут уже почти два года. Недавно недовольство этим процессом выразили российские нефтяные компании и "Газпром". Их руководители попросили правительство ввести 30% -ные эскпортные пошлины на сталь, чтобы стимулировать металлургов увеличить поставки на внутренний рынок и снизить цены. От роста цен страдают и американские потребители металлопроката. Они предполагают, что цена на горячекатаный стальной лист (основную продукцию, используемую во многих отраслях) достигнет в апреле $500 - 600 за тонну по сравнению с $330 в январе. Цена на арматурный стержень, по прогнозам, дойдет в следующем месяце до $400 по сравнению с $320 в декабре.
Рост цен привел к тому, что производитель автозапчастей компания Delphi подала в суд на двух своих поставщиков - Republic Engineered Products и NSS Technologies. Delphi требует от них сохранить цены на прежнем уровне. Те в ответ грозят прекращением поставок, если потребитель не согласится с повышением цен. Delphi смогла добиться в суде штата Мичиган временного ордера, предписывающего поставщикам продолжить поставки по прежним ценам до конца марта. А японская Toyota Motor Corp. попросила как поставщиков комплектующих, так и самих сталепрокатчиков уважать действующие с ней контракты. "Если бы я был на их месте, то серьезно бы подумал о долгосрочном партнерстве, - пригрозил топ-менеджер представительства Toyota в Нью-Йорке Деннис Кунео. - Для нас это важно, и у нас хорошая память на подобные вещи".
Но более мелкие компании, среди которых можно встретить производителей матрасов или спортивных тренажеров, вынуждены сдаться на милость металлургов. Они собираются повысить цены на свои товары вслед за ростом издержек на приобретение металлопродукции.
Американские стальные компании ссылаются на растущие издержки на энергоносители и транспортировку, а также на увеличивающийся дефицит сырья: металлолома, железной руды и коксующихся углей. И то и другое вызвано гигантским спросом в Китае, который потребляет 30% мирового производства стали. Производители стали, кивая на свои трудности, произвели надбавки даже на продукцию, цены на которую гарантировались долгосрочными контрактами. "Никакие правила не работают [в такой ситуации], - говорит главный экономист Manufacturers Alliance/MAPI Дэн Мекстрот. - Это игра спроса и предложения". А компании U.S. Steel и Ispat Inland даже перестали публиковать объявления о надбавках, а сообщают потребителям об этом по телефону в день повышения. "Это очень подвижный рынок. Мы идем за рыночной ценой, какой бы она ни была", - говорит представитель U.S. Steel Джон Армстронг.
По словам представителя стальной компании Nucor Боба Джонса, у нее нет иного выбора, как повысить цены. "Что за альтернатива? - вопрошает он. - Любой поставщик стали разорится (без повышения цен). А этого нельзя допустить".
Аналитики указывают на циклическое движение цен, характерное для стальной отрасли. Некоторые из них прогнозируют, что они достигнут пика в конце мая и потом могут упасть: потребители начнут снимать дублирующие друг друга заказы, которые они с испугу делают сейчас. (WSJ, 8. 03. 2004, Олег Митяев)