НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Японская экономия


Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. , М. : Альпина Бизнес Букс, 2004 г. , 474 с.

По-японски слово "м`уда" означает деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. В лексическом смысле у нас тоже есть весьма созвучное слово для некоторой категории людей, деятельность которых не приносит пользы. Разница лишь том, что японцы смогли создать одну из самых эффективных экономических моделей в мире и победить подход, основанный на "м`уда", а у нас природные богатства до сих пор стимулируют жизнь по принципу "Сколько у государства ни воруй, все равно своего не вернешь".

Впрочем, сегодня даже в нашей стране все актуальней становится создание рационального и эффективного производства. У кого же здесь поучиться, как не у мирового лидера автомобилестроения - компании Toyota? Изучение ее опыта стало делом жизни директора Института бережливых предприятий США Джеймса Вумека (www.lean.org) и главы Академии бережливых предприятий Великобритании Дэниэла Джонса (www.leanuk.org). Степень их высочайшего профессионализма в этом вопросе подтверждает их мировой бестселлер Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation, который с 1996 г. был переведен на 10 языков и выдержал несколько изданий.

Последнее из них было датировано 2003 г. и представлено нашему читателю под названием "Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании".

Опытный читатель может задать резонный вопрос: "Что нового можно почерпнуть в этой книге по сравнению с первоисточником - работой исполнительного директора Toyota Тайити Оно Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production? ". Главные отличия - конкретные рекомендации и адаптация к проблемам сегодняшнего дня.

В основе рассмотренного подхода лежит идея организации "бережливого производства", основанного на переходе от построения компании по принципу отделов к проектной системе, основанной на профильных командах и замене категории "партия" при планировании товарооборота на понятие "товарный поток". На первый взгляд все понятно: улучшаем взаимодействие людей за счет их объединения в рамках проекта и превращаем отдельные поставки в непрерывный поток. Вот только как реализовать это на практике? Это так же сложно, как внедрить высокоэффективное управление в компании, хотя вроде бы всем ясно, что оно в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей. Все дело в нюансах. Именно эти секреты и раскрывает книга.

Основная ее изюминка в том, что на многочисленных примерах из жизни фирм из различных стран (Германия, Япония, США) рассказывается не только что нужно сделать для процветания бизнеса, но и как. Например, идею конвейера в автомобилестроении придумал Генри Форд, а добиться максимального эффекта от нее первым смог Тайити Оно, так как смог ее применить, используя Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management, TQM) и Производственную систему Toyota (Toyota Production System, TPS).

Расстраивает лишь то, что в условиях российских экономических отношений и менталитета эти идеи, видимо, еще не скоро овладеют нашими умами.

Автор - член правления Гильдии финансовых и инвестиционных аналитиков, к. э. н.