Флот "ЛУКОЙЛа" уплыл на Мальту


Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" закрыла первую сделку в рамках обещанной инвесторам распродажи непрофильных активов. Пять танкеров класса "река - море" удалось продать за $52 млн, примерно на 20% дороже, чем "ЛУКОЙЛ" заплатил за их постройку несколько лет назад. Неслыханную щедрость проявила неизвестная российским транспортникам мальтийская компания IP Shipping.

С 1997 г. "ЛУКОЙЛ" потратил более $400 млн на судостроительную программу. На верфях Германии и на "Адмиралтейских верфях" (Санкт-Петербург) было построено 10 морских танкеров ледового класса грузоподъемностью от 15 000 до 20 000 т, а Волгоградский судостроительный завод выпустил для "ЛУКОЙЛа" пять танкеров смешанного класса грузоподъемностью по 6500 т каждый. Владеет и оперирует флотом нефтяной компании ее 100% -ная "дочка" - "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер".

Осенью 2002 г. "ЛУКОЙЛ" вынашивал планы полностью продать свой танкерный флот как непрофильный для себя бизнес. Однако затем вице-президент компании Леонид Федун объявил, что лишь танкеры класса "река - море" признаны непрофильными и выставлены на продажу. А морские суда ледового класса "ЛУКОЙЛ" оставил себе как "элемент технологической инфраструктуры" месторождений компании в Тимано-Печоре (другого способа вывоза нефти, кроме как морем, проект не предусматривает). Кроме того, "ЛУКОЙЛ" анонсировал намерения продать буровое подразделение и ряд активов за пределами нефтяной отрасли.

Обещанная распродажа непрофильных активов "ЛУКОЙЛа" оказалась не пустыми словами. Вчера компания сообщила о продаже "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкером" пяти танкеров класса "река - море" компании IP Shipping (Мальта) за $52 млн. Опрошенные "Ведомостями" владельцы судов класса "река - море" "Волготанкер", "Вижн флот", "Рио Маритайм", Волго-балтийская компания были удивлены столь высокой суммой сделки. "Мы даже не интересовались [судами "ЛУКОЙЛа"]. При всех технических характеристиках и современной начинке этих танкеров эксплуатировать их неэффективно ни на реке, ни на море, - заявил "Ведомостям" на условиях анонимности топ-менеджер одной из судоходных компаний. - Танкер вмещает 6500 т нефти, но на внутренних водных путях глубины позволяют использовать эту грузоподъемность не более чем на 70%. А на море ему приходится конкурировать с более эффективными судами, грузоподъемностью в разы большей". Тем не менее "ЛУКОЙЛу" удалось продать эти танкеры с прибылью более 15%. Цена продажи одного судна составила $10,4 млн при том, что постройка танкеров обошлась "ЛУКОЙЛу" менее чем в $9 млн в расчете на танкер. Источник в судоходной компании считает это вполне возможным, так как за последние три года (когда "ЛУКОЙЛ" начал строить танкеры "река - море") стоимость новых судов выросла из-за того, что металл на внутреннем рынке подорожал почти вдвое.

Российские транспортники никогда не слышали о IP Shipping. "Если она не аффилирована с "ЛУКОЙЛом", то сделку можно назвать очень удачной", - резюмирует транспортник. Начальник отдела по связям с инвесторами Геннадий Красовский затруднился рассказать подробности о мальтийской IP Shipping, но заверил, что она никак не связана с "ЛУКОЙЛом" или его менеджерами. "Мы продали пароходы на рыночных условиях, высокая цена объясняется, в частности, увеличением фрахтовых ставок за последние 2 - 3 года на 70 - 80% ", - объясняет Красовский.

Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Царегородцев называет сделку "ЛУКОЙЛа" странной. "Такое впечатление, что она подогнана под принятую в "ЛУКОЙЛе" норму рентабельности проектов в 16% и выше, чтобы порадовать инвесторов. Не исключено, что на самом деле покупателем выступили какие-то менеджеры "ЛУКОЙЛа", - говорит аналитик.