Дискаунтеры выигрывают


Дешевые американские авиалинии - так называемые дискаунтеры - представляют все более серьезную угрозу для больших и неповоротливых "старожилов" рынка пассажирских авиаперевозок. Большие авиакомпании, в отличие от дискаунтеров, не способны нести большие затраты, в первую очередь на топливо, не поднимая цен на билеты. И все больше пассажиров отдают предпочтение дискаунтерам.

Цены на авиационное топливо достигли высшей отметки за последние 13 лет. В результате, чтобы сохранить прибыль, большие авиакомпании стали предпринимать робкие попытки повысить цены на перевозку пассажиров. В феврале авиакомпания Continental Airlines повысила их на $5 за полет в один конец. Представители компании объяснили, что таким образом Continental Airlines хочет "привести цену в соответствие со стоимостью услуги". За ней последовали другие крупные перевозчики, такие как American Airlines, United Airlines и Delta Air Lines. Однако им это мало помогло. Низкобюджетные перевозчики, в том числе Southwest Airlines, AirTran Airways, Frontier Airlines и America West Airlines, не поддержали большие компании, оставили свои цены на прежнем уровне и получили возможность потеснить конкурентов.

Дискаунтеры привлекают клиентов не только низкими ценами. Клиенты начинают задумываться, например, о том, стоит ли им подстраиваться под сложные планы скидок, предлагаемые большими авиакомпаниями. Так, их скидки не действуют в выходные - клиент вынужден или заплатить больше, или потратиться на гостиницу, скорее всего связанную с авиакомпанией. Многие в этой ситуации предпочитают дискаунтеры. Они крадут небольшие куски со стола больших авиалиний, но уже успели захватить четверть американского рынка, причем в основном на главных направлениях, таких как Нью-Йорк - Чикаго. Билет на рейс дешевой компании доступен 70% населения США, при этом его легко заказать через Интернет.

По оценкам J.P. Morgan, к 2006 г. авиапарк компаний-дискаунтеров увеличится более чем на 250 машин и превысит 1000. У крупных перевозчиков в США 2500 самолетов, но вряд их станет больше.

Уже несколько лет большие компании, жестко конкурирующие друг с другом, остаются убыточными, в основном из-за низкого спроса и растущих затрат. Их совокупный убыток с 2001 г. составил несколько миллиардов долларов. За десятки лет эти авиалинии успели обзавестись багажом, с которым не так легко расстаться. Например, это работники с большим стажем, которые по соглашению с профсоюзами получают максимально возможную зарплату. Эти авиакомпании используют множество разных типов самолетов, из-за чего увеличиваются затраты на обучение персонала, обслуживание и запчасти. Они содержат крупные аэропорты.

US Airways Group, едва избежавшая банкротства в прошлом году, сообщила, что сейчас себестоимость одного посадочного места составляет 10 центов за милю. American Airlines и United Airlines собираются снизить цену до 8 центов. Но у низкобюджетных But JetBlue Airways и Southwest себестоимость составляет 6 центов за милю - крупные компании пока не могут этому ничего противопоставить.

Дискаунтеры сейчас выигрывают битву с большими компаниями несмотря на то, что они тоже стали брать с клиентов больше из-за роста цен на топливо.

"Мы устанавливаем цены, - говорит президент авиадискаунтера AirTran Боб Форнаро - если мы повысим их на несколько долларов, естественно, крупные компании подтянутся". (WSJ, Кирилл Корюкин)