НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Mein Kampf по-английски


Майк Саутон, Крис Уэст. Заметки на салфетках. Как за кружкой пива придумать бизнес и превратить его в стоящее дело. - Пер. с англ. - М. : ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004, 192 с.

Давно известно, что именно бесплатные советы обходятся дороже всего. Поэтому отношение к ним всегда весьма настороженное. Рекомендаций о том, как сделать свой бизнес, написано тысячи. Впрочем, если учесть, что каждый готов их выливать на головы окружающих ведрами, а принимать - лишь каплями, то тема эта, видимо, будет жить вечно. Однако если вы одержимы идеей создать свое дело, то многие одобрят ваше стремление узнать, как другие добились успеха. В любом случае вы приобретете уникальный опыт, который позволит на чужих ошибках понять, что иногда, лишь промахнувшись, можно осознать, насколько ты попал.

Из общего многообразия произведений на эту тему весьма незаурядным кажется труд англичан Майка Саутона и Криса Уэста The Beermat Entrepreneur. В оригинальном названии гораздо лучше, чем в русском переводе ( "Заметки на салфетках") , видно, что авторы предлагают рецепт, как из записей на картонных подставках под пивные кружки сделать бизнес, который потом можно продать и стать "честным миллионером".

С учетом того, что в основе книги лежит личный опыт Майка, который сумел создать консалтинговую фирму The Instruction Set и выручить от ее продажи компании Cap Gemini Ernst & Young кучу денег, в сочетании с журналистским талантом Криса перед нами квинтэссенция житейского и бизнес-опыта двух людей, которые доказали свой успех делами, а не словами. Чем же отличается это издание от многочисленных аналогов?

Давайте немного вспомним историю - 30-е гг. , когда в пивных Германии родилось то, что впоследствии было названо проклятьем человечества, - фашизм. Отрицая саму идеологическую основу, нельзя не признать, что Адольф Гитлер сумел вычленить и наполнить содержанием те идеи, что витали в то время в немецких пивных. Читая его знаменитую исповедь Mein Kampf, можно сделать по крайней мере один вывод, подтверждающий идеи господ Саутона и Уэста о том, что, расслабившись за кружечкой пива, действительно можно придумать то, что потом способно овладеть умами миллионов. Если мы говорим не о политике, а о бизнесе, то возникает закономерный вопрос: что же надо для того, чтобы ваша идея стала основой успешного бизнеса?

Учитывая, что идеи тем шире овладевают массами, чем они проще, основную мысль книги можно сформулировать так: "В результате появления вашего бизнеса должен родиться товар или услуга, которые будут нужны людям больше, чем аналоги, которые были до вас". Чтобы воплотить помыслы в жизнь, с точки зрения авторов, есть методика, которая прошла непростые испытания временем. Именно она и является основным know-how этого издания.

Почему советы авторов так хороши? Да потому, что они идут "от жизни" и охватывают все этапы существования компании от создания до передачи дел новому управляющему, будь он новый собственник или наемный исполнительный директор. Конечно, немного наивными выглядят некоторые взгляды писателей в условиях нашей страны. Например, совет "найти венчурного капиталиста, готового рискнуть несколькими миллионами фунтов", кажется нелепым. Впрочем, такой эффект всегда проявляется в первую очередь, когда видишь чужую работу, и в последнюю - когда любуешься своей. Действительно, разве авторы утверждают, что искать его надо именно там, где вы создаете свой бизнес? Нельзя не согласиться с авторами в главном - в том, что идеи надо не складировать, а инвестировать. При этом действительно важно, чтобы на самом первом этапе появился единомышленник, поверивший в то, что ваша идея родилась именно в его голове.

Пересказывать книгу смысла нет. Бесполезно спорить с представленным выводом о том, что ключ к победе не столько в том, что делать, а в том, как. Поэтому, если, прочитав книгу и применив все советы авторов на практике, вы так и не добились ошеломляющего результата, обязательно попытайтесь сделать это еще и еще раз, потом успокойтесь и живите в свое удовольствие.

Автор - член правления Гильдии финансовых и инвестиционных аналитиков, к. э. н.