Уроки искусствоведения и домоводства


В учебном 1953/54 году, когда Иосиф Сталин уже успел умереть, а Элвис Пресли и Джеймс Дин еще не успели стать знаменитыми, в консервативном колледже Уэллзли появилась новая преподавательница истории искусств (Джулия Робертс) - свободолюбивая, умеренно пьющая и незамужняя эмансипе. Разумеется, ей предстоит нелегкая борьба за сердца и умы строптивых учениц.

Поначалу коварные студентки успевают вызубрить учебники наизусть и, ошеломив преподавательницу своей эрудицией, убегают на "самостоятельные занятия", заключающиеся в основном в поисках будущего мужа. Но на следующем занятии Джулия Робертс демонстрирует им картину Сутина из серии "Мясные туши", сравнивает Пикассо с Микеланджело и обрушивает на неокрепшие умы сенсационные сведения о том, что Ван Гог за всю жизнь не продал ни одной работы. А уж когда перед студентками предстанет свежезабрызганный холст Джексона Поллока (показанный, впрочем, под такую нежную музычку, что вечно пьяный Поллок скривился бы от отвращения) , даже самая правильная будущая домохозяйка (Джулия Стайлс) начнет мечтать об адвокатской карьере. А героини Кирстен Данст и Мэгги Гилленхаал так и вовсе после выпуска снимут квартирку в Гринвич Виллидж.

"Улыбка Моны Лизы" снята известным мастером кинематографического рукоделья Майком Ньюэллом ( "Четыре свадьбы и одни похороны", "Донни Браско" и запланированный на следующий год четвертый "Гарри Поттер"). Пытаясь реконструировать реальность первой половины 50-х, с таким мастерством и точностью воссозданную, например, в фильме Тодда Хэйнса "Вдали от рая", британский режиссер не находит ничего лучшего, чем вышивать по чужой канве. В результате восхитительные платья пастельных тонов (в качестве одного из художников по костюмам в титрах значится Мила Йовович) кажутся таким же штампом, как и вымученные диалоги о том, что такое искусство. Красивая и решительная Джулия Робертс не дает себе труда или просто не умеет встроиться в ритм эпохи, перенять ее мельчайшие жесты и гримаски - и в результате выглядит вопиющим анахронизмом. И лишь талантливая Мэгги Гилленхаал ( "Секретарша") временами берет верную ноту.

А самое главное, не очень понятно, за какое такое правое дело ведет борьбу героиня Робертс. Можно с упоением разглагольствовать о Ван Гоге и восхищаться Джексоном Поллоком (да хоть бы и Нам Джун Пайком) - и оставаться домохозяйкой в душе. Не знаю, чем сейчас занимаются выпускницы искусствоведческих факультетов в Америке, но в России они не торопятся устраиваться музейными работниками и нести культуру в массы, а ходят по вернисажам в поисках хорошего жениха. Так что Джулия Робертс боролась напрасно.